Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Методики раннего развития ребенка
- Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Современные методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с раннего возраста. Научно-технический прогресс меняет окружающий нас мир с невероятной скоростью и воспитывать детей необходимо таким образом, чтобы они адекватно воспринимали окружающую реальность и без затруднений могли усваивать колоссальную информационную нагрузку. Поэтому необходимо отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не позволяют раскрыться в полной мере заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые в недалеком прошлом считались бы феноменальными, в нынешней реальности являются абсолютной нормой. Еще 10 лет тому назад умение трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием своего малыша, а сейчас не редкость, когда 2-3 летние дети осваивающие ноутбуки и планшеты.
Методика воспитания детей дошкольного возраста
В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей дошкольного возраста. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме и многое другое.
Рассмотрим основные принципы взаимодействия родитель-ребенок, на которых базируются многие методики воспитания детей:
- Убеждение или общение – спокойным благожелательным тоном ребенку разъясняется ситуация и способы ее решения, подразумевается совместная работа над задачей или проблемой;
- Позитивное подкрепление – последовательность ответных действий родителей после поступков или действий ребенка, заключающаяся в поощрении, поддержке, похвале. Положительные эмоции, вызванные такой реакцией родителей, формируют в малыше жизнерадостность, позитивное отношение к жизни;
- Негативное подкрепление – наказание или запрет, как следствие плохого поступка или поведения ребенка. Использовать следует в исключительных случаях, предварительно разъяснив малышу, за что он наказан и показав, что наказывая его, родители также очень огорчены. Частые наказания могут стать причиной развития у малыша агрессии и склонности к неповиновению;
- «Кнут и пряник» – принцип взаимодействия понятен из названия. За хороший поступок ребенка поощряют, а за плохой его наказывают. Важно строго придерживаться правила, не забывая о поощрении, но и наказывать в таком случае за проступки следует безоговорочно;
- «Раз-два-три» – простая считалочка, помогающая справиться с проявлением немотивированной детской непокорности. Сделать замечание малышу и ровным спокойным тоном, при этом медленно, давая ему время обдумать свое поведение, считать до трех. Если ребенок не останавливается, следует оговоренное ранее наказание. Применять такой способ можно к детям старше двух лет, подробно объясняя, за что наказан, как может исправить положение;
- «Наоборот» – в определенном возрасте некоторые дети противятся любым просьбам и наставлениям взрослых. Зная такую особенность характера своего ребенка можно добиться от него желаемых действий методом запрета. Способ спорный, но в некоторых случаях действенный. Важно после события разъяснить ребенку, что произошло и в чем он не прав, можно в шуточной форме;
- Физическое наказание – практикуется некоторыми родителями, но может привести к негативным последствиям, ломает психику ребенка и отражается на его дальнейшей социальной адаптации.
Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному способу, разные методики воспитания детей используют комплекс из нескольких методов сразу, кроме того, разработчики привносят дополнительные элементы в воспитательный процесс. Все дети очень разные и что принесет пользу одному ребенку, другому может навредить. Выбирая методику воспитания детей необходимо обязательно учитывать характерные особенности своего ребенка, социальные и бытовые условия, свои личные возможности и много других важных факторов.
Методики воспитания и развития детей
Воспитание и развитие детей – два взаимосвязанных процесса, а особенно в детстве. В результате научных исследований было доказано, что процесс обучения наиболее эффективен в период интенсивного роста мозга, т.е. фактически с рождения. Поэтому большинство методик воспитания и развития детей базируется на раннем обучении.
Наиболее популярные методики воспитания и развития детей дошкольного возраста, на которые чаще всего ориентируются современные родители в воспитании своих малышей:
- Раннее развитие по Глену Доману. Ученый нейрофизиолог, открывший и доказавший закон, на основе которого разработал методику развития детей – мозг развивается и растет, только когда работает;
- Вальдорфская методика раннего развития. Основоположник антропософии Рудольф Штайнер основное внимание в воспитании уделяет формированию эстетического взгляда на мир;
- Раннее развитие детей по методике семьи Никитиных. Природное развитие детей без принуждения, основанное на сотрудничестве с родителями в комфортных условиях, где желания и самочувствие детей приоритетны;
- Методика раннего развития Марии Монтессори. Создание развивающей среды, в которой учитываются индивидуальные интересы каждого ребенка, побуждающей его к обучению и развитию.
Выбор методики воспитания детей остается за родителями, поэтому важно еще до рождения малыша ознакомиться с основными, выбрать для себя наиболее адаптированную или попытаться объединить лучшее из разных.
Макаренко о воспитании детей
На трудах советского педагога А.С. Макаренко о воспитании детей долгое время базировались основные методики воспитания в бывшем Советском Союзе.
Макаренко считается основоположником Марксистско-ленинской педагогики, целью которой было коммунистическое воспитание развитых всесторонне строителей коммунизма. По мнению Макаренко, необходимо воспитывать патриотов, преданных социалистической Родине, людей образованных, квалифицированных, обладающих чувством чести и долга, дисциплинированных, бодрых, стойких, жизнерадостных, обладающих организационными навыками, с чувством собственного достоинства.
Основные положения Макаренко о воспитании детей в семье:
- Семья обязательно должна быть полной;
- Отношения между отцом, матерью и детьми должны быть дружные, основанные на уважении и любви;
- Обязательно наличие четкого режима и трудовой деятельности;
- Участие детей в семейном хозяйстве с целью формирования у них коллективизма, честности, бережливости, заботливости, ответственности;
- Необходимо уделять внимание образованию и эстетическому воспитанию детей для формирования всесторонне развитой личности;
- Родители должны осознавать свою ответственность перед государством за воспитание детей.
Несмотря на спорность методики, при изучении трудов Макаренко можно извлечь много полезных уроков, важных в процессе современного воспитания детей.
Мечта любого родителя это умный малыш, который обучается с удовольствием. Но как достичь такого эффекта, можно ли все списать на генетическую предрасположенность или многое зависит от усилий приложенных родителями в раннем возрасте? Насколько необходимы и результативны методики раннего развития детей от 0 и выше. Оценить все плюсы и минусы раннего обучения предлагаем в нашем обзоре.
Ранее развитие – дань моде или благо для детей
Скажем сразу, что выбранная взрослыми методика еще не гарантирует получения желаемого результата. Все дети индивидуальны, и их развитие идет персональными темпами, который можно стимулировать, но не подогнать. Родители должны не фанатично следовать новым веяниям и тенденциям, а понимать что лучше для их ребенка. Исходить не из позиции – больше значит лучше, а из позиции – лучше меньше, да лучше.
С малышом стоит заниматься только при его хорошем самочувствии и отличном настроении, иначе процесс обучения у него будет ассоциироваться с муками, что отобьет у него полное желание в дальнейшем учиться.
История пестрит жизнеописаниями гениев, с которыми никто не занимался, а также рассказами о том, как ребенок довольно низких интеллектуальных способностей, благодаря настойчивости мамы и папы смог стать интеллектуально развитым и много достиг в учебе. То, что методики раннего развития детей приносят результат — несомненный факт, то, как это развитие определяет успешность дальнейшей жизни ребенка не имеет выявленной корреляции.
Заниматься со своим малышом или не заниматься решать только родителям, но то, что эти навыки ему не повредят это точно.
Как известно правое полушарие отвечает за интуицию. Оно позволяет ребенку познавать мир образами, символами, а не буквально. Это полушарие отвечает за воображение, музыкальные способности, мечты, художественное восприятие мира.
Левое полушарие – это логика, аналитика, решение математических задач, которые требует последовательной обработки информации, буквального, а не образного восприятия.
Развитие обоих полушарий очень важно для всестороннего формирования личности, а подходы к улучшению мозговой активности правой и левой стороны разнятся и имеют свои нюансы.
Основной функцией раннего развития ребенка является формирование устойчивых нейронных связей и увеличение их количества за счет систематической тренировки мозговой деятельности. Параллельно с этим формируются и улучшаются навыки, позволяющие развивать речь детей раннего возраста.
Популярные методики развития
В текущий момент времени существуют тысячи различных методик развития, их количество растет в геометрической прогрессии и приводит к постоянному пополнению списка обучающих программ. В данной статье мы рассмотрим самые популярные методы, которые уже снискали заслуженную славу и опробованы десятками тысяч родителей и детей.
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Это методика снискала себе вековую славу, так как основы ее заложены еще в далеком 1907 году. Мария Монтессори разработала метод воспитания малышей, который помогает им приобретать некоторую независимость в принятии решений, самостоятельно выбирать, что лучше для него в данный конкретный момент. Взрослый в данной методике лишь мудрый учитель, который не учит, а помогает развиться малышу его собственным путем.
По Монтессори ребенок учится не только принимать решения лично, но и уважать мнение и волю других детей и взрослых, а также чувствовать границы дозволенного и не пересекать их. Эта система дает упор на развитие моторики, а значит, способствует формированию речевых навыков.
Сегодня данную методику не используют в чистом виде, так как она направлена больше на развитие практичных способностей малыша, оставляя в стороне творческие начала его натуры. Многие педагоги, практикующие данный метод, берут его как основу-костяк и наращивают сверху дополнительные развивающие функции.
Метод Николая Зайцева
К лучшим современным методикам раннего развития относится обучение и развитие малыша с помощью кубиков Зайцева. Данный метод развивает малыша при помощи обучающих кубиков, на сторонах которых написаны буквы, слоги, не только на русском, но и на английском языке. Кубики дополняются аудиозаписями и таблицами, которые помогают в игровой форме освоить малышу не только азбуку, но и чтение. Мама с малышом поет, читает, составляет слова и фразы. Все действия происходят в непринужденной обстановке игры.
Метод Сергея и Екатерины Железновых
Данная методика разработана на личном опыте воспитания дочери Екатерины, который впоследствии был трансформирован в обучающий материал.
Технология данного метода направлена на всестороннее развитие малыша, начиная с 1 месяца. Сюда входят и физические тренировки, и улучшение речевых навыков, и формирование музыкального слуха и восприятия, что помогает в формировании сенсо-моторных функций.
Все занятия основаны на песенках, которые поются для малыша, а потом и вместе с ним, во время занятий зарядкой, пальчиковой гимнастикой, массажем.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука стал специалистом по развитию детей поневоле, так как имел сына, отставающего в развитии. Его метод на сегодняшний день нельзя назвать инновационным, но актуальности не теряет. Ибука акцентирует внимание родителей на пользе именно своевременного развития от 0 до 3 лет, так как именно в этом возрасте закладываются основы умственного и физического здоровья. Его принцип не навязывания информации, а изменения способов подачи. Заинтересовать ребенка к познанию, раскрыть ему игровую сторону учебы и тогда малыш сам будет стремиться к освоению. Масару Ибука говорит, что перекормить малыша знаниями невозможно, он с удовольствием впитывает все новое и интересное. А задачей взрослых является именно интересная подача обучающего материала.
Методика Глена Домана
Глен Доман основал свой метод на необходимости приобретения малышом навыков счета, чтения и накоплению энциклопедических знаний. Для этого родителям предлагается готовить карточки, соответствующие возрасту, на которых будут изображены буквы, цифры, точки, геометрические фигуры, различные животные, техника, деревья и т.д. Все что родители считают нужным вложить в головы своих чад.
Основой учения Домана является своевременность обучения, а именно до 7 лет, пока формируется мозговая структура.
Методика Сесиль Лупан
Данный способ предполагает некоторую экономию на обучающих материалах и предлагает родителям использовать для обучения все подручные средства. Подача материала по Сесиль Лупан должна происходить исключительно индивидуально и ориентироваться на запросы ребенка. Автор рекомендует начинать обучения с момента рождения ребенка, пусть в нем и отсутствует осознанность, но так он учится воспринимать родную речь и познавать окружающие мир. Сесиль Лупан акцентирует внимание на том, что ребенка необходимо вписывать в обучающий материал, чтобы он осознавал себя как часть этого мира, посредством создания книжек-сказок с фотографиями малыша.
Вальдорфская система
Вальдорфская школа развития направлена правостороннее развитие детей, то есть имеет явно гуманитарный уклон. Вся система направлена на развитие физических и творческих способностей малыша. Упор делается на своевременность подачи материала и отсутствию давления со стороны взрослых для его восприятии. Дети играют и обучаются только на материалах естественного происхождения, никаких искусственных вещей данная школа не приемлет.
Методика развития Дьенеша
Состоит из логических игр, которые позволяют развивать логическое мышление и аналитических способностей малыша. Игры разделены на возрастные блоки и содержат в себе различные задания, способствующие укреплению навыка в данный период времени. Система представлена карточками и обучающими пособиями, которые предполагают не самостоятельное, а совместное с взрослыми обучение.
Систем обучения очень много какие-то направлены на развитие интуиции и способности фантазировать, другие развивают логику и память. Методика развития речи детей содержится в каждой из представленных систем в большей или меньшей степени. Ни одну из обозреваемых систем нельзя назвать хорошей или плохой. Все они имеют и плюсы, и свои собственные недочеты.
Задача родителей в раскрытии способностей и потенциала ребенка, поддержание его индивидуальности не за счет стороннего мнения на необходимое воспитание, а за счет выявление способностей и их развития.