Как справиться с гиперактивным ребенком


«Вечный двигатель», – так отзываются уставшие родители, измученные воспитатели и учителя о гиперактивном чаде. Именно он в младенчестве периодически выпадает из кроватки, а в пять лет его невозможно увлечь интересной сказкой или любимым мультфильмом хотя бы на 20 минут. В начальной школе все проблемы только усугубляются. Откуда же берется чрезмерная активность у детей и как с ней бороться?

По утверждениям специалистов, это состояние проявляется у малышей в виде избыточной активности, непоседливости и множестве лишних движений. Больше всего такое поведение характерно для дошкольников, так как их нервная система еще слишком неустойчива.


Мальчишки страдают от гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Медики объясняют это тем, что они обычно крупнее деток женского пола при рождении, что чревато различными повреждениями. Также отделы головного мозга, ответственные за регулирование и контроль, созревают у мальчиков гораздо позже.

В настоящее время количество ребятишек с данным нарушением центральной нервной системы значительно увеличилось. Статистика врачей неутешительна – признаки заболевания наблюдаются примерно у 40 % детей дошкольного возраста и у половины учеников начальных классов. Что, согласитесь, немало!

Проявления гиперактивности

Синдром излишней активности имеет множество симптомов. Перечислим основные:

Недостаток внимания

Малыш не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии, которое требует от него определенных усилий: раскрашивание, чтение, просмотр телевизора, решение примеров. Именно из-за невнимательности такие детки часто испытывают сложности с учебой.


Импульсивность

Гиперактивные дети часто ведут себя необдуманно, постоянно торопятся, отвечают прежде, чем был задан вопрос. Им сложно дождаться своей очереди и спланировать что-то заранее. Поэтому зачастую отношения с одногруппниками и одноклассниками портятся, а родители посещают школу с той же периодичностью, что и работу.

Чрезмерная подвижность

Такого ребенка практически невозможно застать в полном покое – он или бегает, или скачет, или дрыгает ногами, если его попросили присесть на стул. Также гиперактивное чадо можно узнать по богатейшим мимическим проявлениям, бегающим глазам и беспокойным пальчикам. Передвигается он обычно вприпрыжку, вынуждая маму за ним бегать.


Перепады настроения

Родителям сложно разобраться в эмоциональном состоянии своих детей. У них непредсказуемое поведение, причем эмоциональные всплески возникают без какой-либо очевидной причины. Кроха может стать агрессивной и даже жестокой в один момент, а через четверть часа уже мило беседовать с мамочкой или сверстниками.

Плохая память

Из-за низкой концентрации внимания, импульсивности поступков и чрезмерной отвлекаемости детки, как правило, плохо запоминают и усваивают информацию.

Причины появления гиперактивности

В основе этого заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция, которая нарушает протекание психических процессов и вызывает все вышеперечисленные особенности у ребенка. А вот провоцирующими факторами такого расстройства являются:

Протекание беременности


Сильные токсикозы, повышенное давление, гипоксия плода, употребление матерью алкоголя, никотина или наркотиков, воздействие токсических веществ повышают вероятность рождения гиперактивного малыша.

Неблагоприятные роды

К гиперактивности могут привести недоношенность, затяжные или, наоборот, стремительные роды, их искусственная стимуляция, а также применение различных средств родовспоможения (в частности, щипцов).

Генетическая предрасположенность

Не стоит удивляться наличию у своего отпрыска подобного заболевания, если вы сами страдали в юном возрасте от импульсивного и расторможенного поведения.

Как помочь ребенку?

Некоторые взрослые, воспитывающие гиперактивных ребятишек, зачастую теряют самообладание и срываются на них, несмотря на всю любовь и заботу. Другие матери и отцы опускают руки, считая, что из их крохи уже ничего хорошего не получится. Третьи же стараются взять малыша в «ежовые рукавицы», вводя самые строгие дисциплинарные меры воздействия.

Конечно, каждый излишне активный ребенок – яркая индивидуальность, а значит, нуждается в особом подходе. Однако знание общих психологических особенностей таких детей позволяет специалистам дать несколько рекомендаций, которые помогут вам найти ключик к своему отпрыску.

Четко формулируйте задания


Из-за трудностей с сосредоточенностью и высокой отвлекаемости ставьте перед малышом конкретные задачи. Ваши фразы должны быть короткими, четкими, без лишних подробностей. Постарайтесь избегать перегруженных конструкций.

Соблюдайте последовательность

Никогда не выдавайте своему гиперактивному чаду сразу несколько поручений. Как часто вы говорите деткам: «Ну-ка, убери машинки, помой ручки и садись за стол»? Ребенок не сможет сразу воспринять такой объем информации и, пожалуй, не выполнит ни одного задания, а увлечется чем-нибудь другим. Давайте следующие указания по мере выполнения.

Корректно формулируйте запреты

Такие детки крайне негативно относятся к слову «нет», поэтому постарайтесь не употреблять его. К примеру, вместо категорического табу «Не ходи по луже» скажите: «Давай лучше гулять по сухой дорожке». И, конечно, в любой конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

Устанавливайте временные границы

Маленькие дети вообще имеют слабые представления о времени, так что вам нужно будет самим следить за выполнением вашего задания. Если вы планируете уложить кроху спать, отвлечь его от игры, позвать на ужин, необходимо заранее его предупредить: «Через пять минут мы будем ужинать».

Направьте энергию в «мирное русло»

Чтобы ребенок стал более спокойным, постарайтесь гулять с ним на свежем воздухе, запишите его в спортивный кружок, почаще ходите на аттракционы, катайтесь на велосипеде, коньках или играйте в мяч. В общем, найдите тот вид деятельности, который доставит ему искреннее удовольствие.

Обеспечьте медикаментозное лечение

Обязательно обратитесь за помощью к невропатологу, который не только поставит верный диагноз, но и сможет подобрать правильный фармакологический препарат. Врачебная статистика говорит, что воздействие лекарств эффективно в 80 % случаях гиперактивности: улучшается поведение, повышается самоконтроль.

Если в вашей семье растет неугомонный ребенок-ураган и вы не понимаете, как поступить, прежде всего, постарайтесь набраться терпения и знайте, что он ни в коем случае не хочет вам досадить. Не бойтесь обращаться за квалифицированной поддержкой к неврологу или психологу, следуйте их рекомендациям и нашим советам. И не забывайте, что ваше чадо ничем не хуже других детишек, и также нуждается в вашей любви и понимании. При соблюдении этих условий у вас получится вырастить из маленького баловника собранного и спокойного подростка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Смотрим видео:

В то время как молодые мамы обсуждали преимущества разных соков и памперсов, Настя бегала за своим трехлетним Андрюшкой по всему микрорайону. Ее сорванец, в отличие от других малышей, мирно копающихся в песочнице, все время норовил куда-то умчаться. Он носился, как маленькая комета, категорически не желая оставаться в пределах детской площадки. Когда его ловили и пытались вернуть в родной двор, Андрюшка закатывал такую истерику, что бабушки из соседних подъездов неодобрительно качали головами и поджимали губы. Впрочем, эта способность – в упор не видеть границ дозволенного – сохранилась у него и тогда, когда он стал значительно старше.

Так начинаются истории большинства детей, которым впоследствии ставят диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но в отличие от шустрых малышей, которые к школьному возрасту становятся более уравновешенными, проблемы с гипердетками растут как снежный ком.

О том, что у такого сообразительного и эрудированного мальчика, как Андрей, могут возникнуть серьезные недоразумения в детском саду, Настя и подумать не могла. Однако уже на второй день воспитательницы, охая и вздыхая, начали наперебой рассказывать о том, что ребенок непослушен, неуправляем, капризен, не ест, не спит и не хочет сидеть на занятиях вместе с другими детьми, а главное – совершенно не готов к посещению детсада.

Именно с этого момента и начались все большие беды маленького человека.

Несмотря на свою подвижность, Андрюшка был очень неловок и отчаянно раздражал этим отца, пытавшегося научить сына играть в футбол или лазать по деревьям. Свекровь отказалась брать внука на выходные после того, как Андрей в порыве ярости запустил деревянной игрушкой в сервант, выбив стекло. Дед возмущался полным отсутствием целеустремленности и настойчивости у внука. Редкая прогулка обходилась без того, чтобы посторонние люди не сделали Андрею замечание. Упреки сыпались отовсюду. Круг замыкался, и Настя постоянно чувствовала себя преданной всеми, виноватой, уставшей и отчаявшейся. А Андрюша, как назло, будто ощущая нервозную обстановку, стал еще более вспыльчивым и плаксивым.

Хождение по мукам

Первым специалистом, к которому измученная Настя решила обратиться за советом, был психолог. Важная дама сообщила, что хотя и не видит серьезных проблем, но позаниматься согласна. Однако на третьем занятии она отметила, что ребенок очень невнимателен и несобран. И посоветовала сходить к невропатологу. Никаких особенных отклонений, кроме двигательной расторможенности и незначительной задержки речевого развития, не обнаружил и этот специалист. А по вопросам поведения порекомендовал проконсультироваться с детским психиатром.

На этот раз пожилой доктор долго беседовал с самим Андреем. «У вас очень смышленый мальчик, но, к сожалению, у него есть некоторые особенности, которые нуждаются в медикаментозной коррекции», – вынес свой вердикт врач.

Настя была шокирована. Но давать ребенку нейролептики побоялась. И решила побеседовать еще с одним специалистом. А потом еще с одним. Сколько всего кабинетов пришлось им посетить, сказать трудно. Это было тяжелое, изнуряющее паломничество в попытках найти ответ всего лишь на один вопрос: «Что с ребенком?» Чем больше врачей они посещали, тем запутанней казался диагноз. Мнения медиков варьировались от «абсолютно здоров» до «очень сложный случай». Однажды во время очередного приема кто-то из врачей озвучил неизвестную доселе причину всех их мучений – СДВГ.

Всю ночь Настя читала в Интернете информацию об этом синдроме. И к утру нашла форум, на котором мамы детей с аналогичными проблемами обсуждали методы воспитания, лечения, коррекции. Казалось, три четверти того, что описывали другие, – портрет ее сына. Рассеянного, несобранного, вспыльчивого, импульсивного, нетерпеливого, неспособного дожидаться своей очереди и не выносящего проигрыша, не умеющего найти общий язык с другими детьми, но при этом очень доброго, ласкового и сообразительного.

Причины и следствия

Оказалось, что таких детей, как Андрей, не так уж и мало – около 3-5%, из которых большинство мальчиков. И что это – легкое неврологическое нарушение, которое нередко не выявляется при стандартном обследовании. А главное – большинство новых виртуальных подруг Насти прошли аналогичный путь надежд и разочарований и ко многим неприятностям научились относиться терпеливо, мудро, а частенько даже с юмором.

Мамы гиперактивных детей постоянно сталкиваются с непониманием и осуждением окружающих, которые, негодуя, обращают внимание на буйный нрав их сыновей и дочек. На самом деле эсдэвэгэшки, как их ласково именуют родители, имеют свои выдающиеся качества. Например, «эффект двойной исключительности» – невероятное сочетание невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с общей одаренностью и даже талантом. И действительно, Настю всегда удивляла великолепная память и выдающиеся математические способности сына. Но, увы, этих особенностей не учитывает наша система дошкольного и школьного образования.

Главная проблема детей с СДВГ в школах и в детских садах в том, что они неусидчивы и нетерпеливы. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые для них не значимы. При этом они могут часами заниматься тем, что им интересно. Они много разговаривают и отвлекаются. Спокойно сидеть на занятиях и все время усердно писать или считать для них – непосильная задача. Когда им становится скучно, они начинают вертеться и мешают проводить урок. Кроме того, вследствие более позднего функционального созревания лобных долей головного мозга эти дети более инфантильны и импульсивны, чем их сверстники. Их психологический возраст примерно на 30% меньше биологического. Поэтому во всем, что касается умения контролировать свои эмоции и планировать поступки, девятилетний ребенок с СДВГ соответствует шестилетке.

Они спят меньше других детей и чаще просыпаются ночью. В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и формирование навыков запаздывают. Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Их тетрадки поражают своей неаккуратностью, а почерк – просто ужасен. Их рассеянность способна свести с ума даже самых терпеливых родителей и учителей. Такой ребенок может потерять собственную тетрадку на своей же парте, перепутать куртки в раздевалке, не найти школьной формы и забыть в маршрутке портфель.

Однако в чем кроется причина подобных проблем? Мнения ученых разошлись, но большинство специалистов склоняются к мысли, что в основе этого расстройства лежит нарушение произвольного контроля и энергетического тонуса. Из-за этого ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. При этом он очень быстро утомляется. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственную, генетически обусловленную предрасположенность к СДВГ, которая тоже подтверждается исследованиями.

Несмотря на споры и различные точки зрения относительно природы этого синдрома, медики, педагоги и психологи единодушны в одном: количество таких детей растет с каждым годом. Поэтому и учителям, и родителям стоит обратить внимание на некоторые правила, которые могут помочь в общении и обучении гипердеток.

Любовь, внимание, терпение

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», «неорганизованным», «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности. Несмотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы СДВГ сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: детки с СДВГ особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения. Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми. Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивное развитие, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы. Отдавая гиперактивногомалыша в детсад или школу, обязательно предупреди воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовать работу, составляя эффективный план, позволять чаще двигаться. Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные СДВГ.

Воспитываем непоседу

Общаться с гиперактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

Хвали и подчеркивай успехи ребенка, поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу. Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложиться спать не позже девяти вечера – и неукоснительно их соблюдай, не тратя времени на споры. Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить». Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку – предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз. Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости дети с СДВГ становятся еще более возбудимыми. Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом.
Проблемы «вечных двигателей» мы обсуждаем с психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Козловской.

Признаки неблагополучия

Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:

вегетативные расстройства: нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость, сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза…
проблемы с аппетитом: то ребенок прожорлив и ест все подряд, то, наоборот, отказывается от еды;
нестабильность веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Дефицит внимания у ребенка с СДВГ – настоящий бич. Сосредоточить его больше, чем на 3-5 минут, удается с трудом. Но эти 3-5 минут могут быть продуктивными, если ребенку дать интересное задание и, главное, работать вместе с ним.

Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.

Агрессивен или несдержан?

Гиперактивных детей часто обвиняют в агрессивности. Но они скорее импульсивны. Такой ребенок может налететь, пихнуть, повалить, разрушить, но это не целенаправленная агрессия. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они, наоборот, готовы дружить. Хотя дружба у них поверхностна: они не умеют терпеть, жертвовать.

В каком возрасте проявляется СДВГ?

Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может указывать на будущую гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность проявляется в первый год. Младенец с трудом выдерживает пеленание, очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. Но явно гиперактивность видна в первый школьный год, когда все дети могут высидеть урок, а наш живчик – нет.

В чем причина?

Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.

Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате поражения генных структур.

И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам, любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.

Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.

Что делать родителям?

Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.

Не надо сдерживать активность младенца. Распеленайте его, дайте ему возможность свободно двигать ручками и ножками.

Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.

Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку, кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна. Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.

А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.

Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

Лекарство – спорт

В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.

Подростки

К 12-13 годам двигательная расторможенность уходит и без лечения. Однако проявляется другая проблема: гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так, как общество обращалось с ним. Поведение его становится асоциальным: появляется склонность ко лжи, воровству, побегам из дома… Воля не сформирована, поэтому такие подростки – легкая добыча для криминальных структур.

Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.

Прогноз на будущее

Какие профессии больше подходит таким людям?

Им по душе работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент. С повышенным вниманием окружающих: актер, танцор… С путешествиями: фотокорреспондент… Они могут стать хорошими организаторами. Если только не дать им пойти по кривой дорожке.

Личное мнение

Вилли Токарев: «У меня японская система воспитания детей. Какими бы суматошными они ни были, я ничего им не запрещаю. Табу накладывается только на то, что вредит их здоровью. Если родители будут расставлять запреты, это переломит – характер ребенка. К тому же дети – народ очень впечатлительный.

Результат я вижу по дочери и сыну: они очень талантливые. Им нравится музыка, пускай ею занимаются. Дочери 9 лет, она участвует в моих концертах, поет бэк-вокалом. Думаю, и сын, как подрастет, тоже будет ей подпевать.»

Дата публикации

19.09.2008

Автор статьи:

Татьяна Шишова

Источник:

АиФ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *