Можно ли ругать ребенка 1-3 лет: кого мы ругаем — его или себя?
Как только ребенок начинает активно передвигаться по квартире, у родителей наступает период страхов и беспокойства: нужно постоянно следить, чтобы не ударился, ничего на себя не перекинул, никуда не влез. Для годовалого малыша расширяется круг запретов: нельзя открывать, вываливать вещи из шкафа, нельзя рассыпать сахар, муку, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя драться, орать, истерить.
Иногда уставшая мама, не сдерживая чувств, начинает повышать голос, ругать ребенка.
Правильно ли это? Как правильно ругать ребенка ясельного возраста: 1 год, 2 года, 3 года?
Можно ли ругать ребенка ясельного возраста?
Психологи утверждают, что взрослые ругают маленького ребенка не за его поступки, а за свои страхи, упущения. В возрасте до года, 1,5 — 2 лет маленький человек просто не может понять, почему на него кричат, шлепают по попе. Он только пугается, испытывает страх, начинает кричать, плакать или воспроизводить модель поведения взрослого, бить тех, кто рядом, – маму, папу, деток на площадке.
Как реагировать на «плохие» поступки годовалого или двухлетнего ребенка?
Эксперты советуют спокойно объяснить опасность, которая может исходить от определенного предмета, например, утюга, кипящей кастрюли, чашки с горячим чаем.
Можно приложить ручку ребенка к батарее и сказать «Горячо, нельзя», прикоснуться его пальцем к горячему (несильно) утюгу, дать попробовать пальчиком достаточно горячую воду, повторив эти слова. При этом у ребенка возникает стойкий ассоциативный ряд, так называемый «якорь»: слово и ощущение. После указанную фразу можно использовать для предупреждения малыша, который крутится возле горячего утюга, кухонной плиты.
- В возрасте 1-2 года главное не ругать ребенка, учить его избегать опасности, объяснять свойства вещей, их возможное негативное воздействие, потенциальный вред для его здоровья, здоровья окружающих. По возможности, каждый запрет должен сопровождаться альтернативным разрешенным вариантом: «Горячий утюг трогать нельзя, можешь погладить скатерть своим, специальным детским».
- С 1,5-2 лет следует объяснять малышу причины существования запретов, последствия его поступков: почему нельзя драться, отбирать игрушки на детской площадке, разбрасывать еду, падать в лужу, бросаться разными предметами, орать, топать по квартире, хватать ножи, ножницы. Необходимо четко очертить границы личной безопасности ребенка, безопасности других деток. Это тяжело, для взрослых легче просто выплеснуть эмоции, не разбираясь с ситуацией, задействованными предметами, лицами.
- Детям ясельного возраста родители обязаны обеспечить максимально безопасную окружающую среду, тогда поводов для ругательств, наказаний будет намного меньше.
Нужно ли ругать ребенка? Как правильно это делать?
Трёхлетний малыш уже полностью может понять, что он поступает неправильно и может быть наказан.
В указанном возрасте важным является тесный контакт малыша с родителями, которые способны понять причину его поведения, адекватно отреагировать на его проступок. Главное объяснить малышу причинно-следственную связь его поступков, чтобы он полностью понял эту цепочку, четко знал, что его ожидает, каким может быть наказание.
Каждый из нас наблюдал такую картину: малыш подрался с другим малышом за игрушку, за место в песочнице, мама его отругала, повысив голос, а он тут же начинает драться с другим ребенком. Очевидно, что малыш не понял, за что был наказан.
Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно?
Психологи советуют не ругать, а объяснять. Необходимо, чтобы ребенок точно услышал взрослого. Есть несколько методов, как этого достичь.
Вот один из них.
С ребенком необходимо установить зрительный контакт «глаза-в-глаза». Взрослый должен присесть на уровень глаз ребенка, чтобы смотреть на него не сверху вниз, а на равных, посмотреть в глаза, взять малыша за руку, начать говорить. Объясняя, в чем был малыш неправ, следует акцентировать внимание именно на том, что этот поступок является плохим, а сам ребенок не плохой, он хороший.
Разговор нужно обязательно завершить тем, что так делать в дальнейшем нельзя, уточнить, понял ли ребенок.
Ругать или наказывать?
Поднимая вопрос, нужно ли ругать маленького ребенка, в большинстве случаев родители имеют в виду именно эмоциональную реакцию на поступок малыша. Психологи едины: крик, ор, оскорбления, выражения злости, агрессии со стороны взрослого недопустимы. Указанной реакцией можно запугать малыша, развив в нем комплексы, страхи, либо вызвать ответную агрессию. Но оставлять плохой поступок без адекватного реагирования нельзя. Нужно разобраться в причинах случившегося, исходя из увиденного, услышанного, понять, нужно ругать, наказывать ребенка либо его вины в случившемся нет.
На улице часто наблюдается картина, когда мамы ругают малышей за испачканную одежду, промокшую в луже обувь. Но ведь детка таким образом познает мир, нужно ли ругать за стремление к знаниям? Нельзя, задача родителей обеспечить такую одежду, обувь, чтобы ребенок без проблем мог ходить по лужам, ковыряться в грязи. Если указанной возможности нет, нужно четко обозначить рамки: если ребенок испачкается, промокнет, он сразу идет домой, лишается прогулки. Взаимосвязь поступка и наказания в этом случае понятна родителю и ребенку.
Есть ситуации, в которых ребенок создает опасность для себя или окружающих. Такие поступки должны пресекаться взрослыми, ребенок должен четко понимать, что он может понести за них наказание.
Как правильно отругать, наказать ребенка в ясельном возрасте?
Отчитывая малыша за проступок, взрослые должны сохранять спокойствие, не повышать голос, не оскорблять, не унижать его. Важно свести критические замечания к минимуму, найти другие точки воздействия. Альтернативным вариантом является наказание в виде лишения ребенка на определенное время просмотра мультфильмов, некоторые эксперты советуют отвести его в другую комнату, просто усадить на стульчик, сказать, что он наказан за определенное плохое поведение.
Ругать ребенка? Досчитайте до 5!
Часто реакция взрослого на проступок малыша бывает мгновенной: разбил он стакан, вазу, мама – раз и по попе или накричала. Родителям, как и малышу, нужно научиться вести себя правильно. Вот 5 простых действий, которые нужно сделать прежде, чем ругать или наказывать малыша.
- Успокоиться взрослому.
- Установить контакт с ребенком.
- Выяснить причину поступка.
- Объяснить последствия, почему так поступать нельзя.
- Решить, должно ли быть наказание, озвучить его. Рекомендуется проговорить с ребенком, почему он наказан, за какое действие: «Ты сегодня без мультиков, потому что ударил Сашу, так делать нельзя, Саше больно».
Учите своих детей, разговаривайте с ними, тогда ругать их вам не придется!
Похожие посты
Оставить комментарий
Дети шалят, не слушаются, делают разные пакости… Даже младенцы могут «показывать характер». Вы стараетесь решить все тихо-смирно, но не всегда получается. И тогда возникает вопрос: Как не ругаться на своего ребенка? Возможно ли это? Чем вредит ругань?
Детская психология – это целая наука. Дети очень чувствительные и ранимые. Одно резкое слово может нанести ребенку душевную травму, которую, впоследствии, будет очень трудно залечить. Сайт для мам supermams.ru разберется в том, почему нельзя ругать своего ребенка, и как найти альтернативу ругани.
Ребенок, каким бы он ни был маленьким, уже является личностью. У него есть свои права, потребности и желания. Но с другой стороны, он значительно отличается от взрослого человека. Не обязательно плохое поведение ребенка является стремлением сделать Вам что-либо назло. Старайтесь не ругать ребенка, иначе он может стать замкнутым, отдалиться от Вас или получить психологическую травму.
Прежде, чем ругать, стоит узнать причину, по которой поведение ребенка стало невыносимым.
Причины, которые приводят к нарушениям в поведении ребенка
Неправильный подход к воспитанию
Проанализируйте, все ли Вы делаете правильно, всегда ли адекватно реагируете на поведение, вопрос и просьбу ребенка. Правильно ли наказываете или, наоборот, поощряете.
Слишком сильная учебная нагрузка
Узнайте у ребенка, насколько сильно он загружен уроками, факультативами, дополнительными занятиями. Возможно, если его немного «разгрузить», он будет меньше уставать. А это, соответственно, может уменьшить его нервозность, которая и приводит к плохому поведению.
Общая усталость, недомогание
Когда ребенок еще маленький, он не всегда может объяснить, что плохо себя чувствует, хочет спать, устал и т.д. Поэтому он и капризничает. Не стоит сразу наказывать его. Разберитесь в причине.
Мой трехлетний сын, если днем не положить его спать, к вечеру стает просто невыносимым. Тогда я стараюсь не ругать его, а пробую уложить отдохнуть или заинтересовать спокойными играми. Это намного больше помогает, чем ругань ?
Завышенный уровень требований
Не требуйте от ребенка слишком многого. Это сказывается на его психике. Когда он не может выполнить все Ваши требования, он компенсирует это плохим поведением. Каждый ребенок по-своему интересен. Не старайтесь сделать из него нового Моцарта или Менделеева! ?
Стремление к самоутверждению
Часто дети (особенно в подростковом возрасте) стараются самоутвердиться за счет плохого поведения, матов, курения, кардинального изменения внешности и т.д. Это обычное явление.
Постарайтесь не ругать ребенка, а помочь ему самоутвердиться как-то иначе. Например, в спорте, в рисовании, в учебе и т.д. Помогите ему найти себя!
Конфликты в семье
Какое может быть нормальное поведение у ребенка, если в семье постоянно говорят на повышенных тонах, мама и папа ругаются.
Начните с себя! Постарайтесь, чтобы ребенок хотя бы не был свидетелем Ваших конфликтов с мужем. Дети очень тонко чувствуют атмосферу в семье, поэтому их протестом на это может являться плохое поведение.
Наследственность
Характер он может унаследовать от родителей. Поэтому, если Ваш ребенок постоянно кричит, вредничает и капризничает, а Вам это поведение смутно кого-то напоминает, постарайтесь вспомнить кого именно ?
Психические расстройства, психологические травмы
В таком случае, если ни одна из вышеназванных причин не подходит под поведение Вашего ребенка, обратитесь к специалисту. Несносное поведение детей может вызываться различными психическими отклонениями (например, депрессией) или травмами души. Если Вы в близких отношениях с ребенком, постарайтесь выведать у него, что же привело к такому поведению.
Не ругайтесь на ребенка ни в коем случае, когда…
Если Вам тяжело сдержаться, и так хочется отругать непослушное дитя, помните, что ребенка нельзя ругать ни в коем случае, когда:
Он болен, во время еды, во время игры, во время занятия уроками, перед сном и после сна
Психика в такие моменты особенно уязвима. Реакция на наказание или ругань может быть непредсказуемой. Поэтому наберитесь терпения. Подождите удобного момента, лишь тогда начинайте разговор.
Он получил душевную или физическую травму
Это может быть конфликт с товарищем, плохая оценка, неудача, драка или падение. Даже, если ребенок сам виноват в этом, переждите, когда боль утихнет. Ребенок уже и так наказан, ему больно, стыдно и т.д. Не наказывайте его еще больше. Лучше будет, когда пройдет некоторое время, объяснить ему, что он сделал неправильно и как это исправить.
Если у ребенка что-либо не получается
Иногда Вашему ребенку тяжело справиться с каким-либо заданием, занятием, поручением и т.д. Он может проявлять страх, глупость, неопытность и неловкость. В такие моменты его ругать не стоит! Это может привести к формированию у него комплексов. Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, необщительным.
В таких ситуациях лучше будет, чтобы Вы не говорили «Какой ты неумеха», а помогли ему справиться с проблемой. Лучше будет сказать ему: «Ничего. То, что не получилось у тебя в этот раз, обязательно получится в следующий». Покажите ему, как правильно поступить в данной ситуации.
Когда Вам не понятны мотивы плохого поступка, совершенного ребенком
В первую очередь, стоит разобраться в причине, побудившей его так поступить (смотрите выше). Ведь ребенок может не быть виноватым. Не спешите делать выводы. Проанализируйте, разберитесь.
Когда Вы не в духе, раздражены или устали
Запомните, как бы Вы не были злы на ребенка – не ругайте его в таком состоянии. В раздраженном состоянии Вы можете наговорить и наделать лишнего. В этом состоянии себя почти невозможно контролировать. Потом будете жалеть, но будет поздно. Перед тем, как говорить с ребенком, постарайтесь успокоиться, отвлечься. Лишь тогда приступайте к серьезному разговору.
Мне в такой ситуации помогает счет в уме до десяти. Может, это и звучит банально, но действительно помогает. За эти десять секунд я вспоминаю, как сильно люблю своего малыша. И успокаиваюсь ?
Руганью Вы ничего существенного не добьетесь. Лучше всего не ругать ребенка, а доступно ему объяснить, почему его поведение является не правильным. Присядьте около него, возьмите за руку, посмотрите в глаза. Скажите, что Вы его очень любите, но его поведение приносит Вам боль. Таким образом, Вы покажите, что ребенок важен для Вас, что Вы уважаете его мнение и хотите для него только добра. И тогда Вам будет легче понять, как не ругаться на своего ребенка.
Желаем Вам всегда находить взаимопонимание с ребенком, хотя порой это не так уж и легко. Но возможно!
——
Автор – Ирина Гоянюк (Jadira), сайт supermams.ru – Супермамы
Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.
Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? В общем-то, все признают, что кричать на ребёнка – не очень хорошо, но это так привычно, что отказаться от этого метода воспитания не так-то просто. Срываясь на крик, родители, чтобы заглушить своё чувство вины, находят множество оправданий такому поведению: «сам виноват – довёл», или «всё равно он знает, что я его люблю».
Чем опасен крик
На самом деле крик скорее мешает воспитанию, чем помогает. С каждым окриком и грубым словом лопаются тонкие нити привязанности между родителем и ребёнком. Для ребёнка гневные крики мамы или папы – очень травмирующая ситуация, ведь в этот момент самые близкие и любимые люди становятся холодными, злыми, отчуждёнными.
До определённого момента ребёнок беспомощен перед криками взрослого, но ближе к подростковому возрасту разговор на повышенных тонах уже не будет иметь такой власти над ребёнком. Не исключено, что ребёнок начнёт отвечать родителям тем же или просто активно сопротивляться такому обращению. Самым серьёзным последствием воспитания криком является то, что ослабевшая привязанность ребёнка к родителям не может быть для него крепкой опорой по жизни. Такие дети больше подвержены влиянию других людей, семья не воспринимается ими как надёжный тыл. Зачастую друзья и компания для ребёнка становятся важнее родителей, а это значит, что родители могут просто «упустить» своих детей.
Другим серьёзным последствием крика является то, что такая модель поведения закрепляется в сознании ребёнка, и, став взрослым, он «на автопилоте» будет ее применять и к своим детям. Это означает, что «эстафета» испорченных детско-родительских отношений пойдёт дальше.
Как не кричать на ребёнка
Между тем, есть семьи, в которых на детей не кричат. В этих семьях – самые обычные, не идеальные и дети, и родители. Им удалось искоренить крик и найти другой подход к своим детям. Если вы тоже задаётесь вопросом «как перестать кричать на ребёнка» — эти советы будут полезны.
- Дайте себе право на ошибку. Иногда родители боятся признать, что они в чем-то не правы, считая, что это подорвёт их авторитет в глазах ребёнка. На самом деле для ребёнка важнее иметь рядом «земного» родителя, с промахами и ошибками, нежели «непогрешимое божество». Очень важно и перед самим ребёнком признать, что вы только учитесь быть родителем, и иногда ошибаетесь и поступаете не правильно.
- Ребёнок – это зеркало родителей. Если мы хотим, чтобы ребёнок умел управлять своими эмоциями – сначала мы должны научиться управлять своими, чтобы стать ему примером. Ключевое слово здесь «управлять»: эмоции нельзя вытеснять, «зажимать», им обязательно нужно давать выход, но в приемлемой форме.
- Помните, что ребёнок ничего не делает «на зло». Он ещё многого не умеет, его движения не ловки, ему всё интересно, именно поэтому он может разбросать игрушки, пролить молоко, испачкать одежду и т.д. Относитесь к ребёнку как к ребёнку и постоянно держите в голове мысль «что с него взять, он ещё маленький».
- Не доводите себя до срыва и нервного истощения. Если вы чувствуете, что очень устали и уже «на грани» — возьмите тайм-аут. В таких ситуациях нужно действовать как при крушении самолёта: в первую очередь кислородную маску надеваем на себя, только потом – занимаемся ребёнком. Этой «кислородной маской» может стать хороший отдых – тёплая ванна, любимая книжка или сериал, поход по магазинам или на маникюр. У каждого свой способ сделать себе приятное.
- Научитесь останавливаться, когда чувствуете сильное раздражение и гнев. В этот момент лучше всего переключить фокус внимания с ребёнка на себя. Как говорит замечательный психолог Людмила Петрановская, нужно научиться брать себя не в руки, а «на ручки», то есть просто посочувствовать себе, пожалеть: и так устала, а тут ещё ребёнок что-то разлил, теперь вытирать придётся. А с ребёнка какой спрос – он ещё маленький. Этот приём хорошо помогает вовремя остановиться и понять, что причина крика – не действия ребёнка, а ваша собственная усталость.
- Постарайтесь понять, что чувствует ребёнок, когда на него кричат. В тренингах для родителей есть такое упражнение: один участник садится на корточки, а другой стоит около него и отчитывает. Нескольких минут хватает для того, чтобы сидящий расплакался и почувствовал сильный страх. Обычно после такого упражнения родители гораздо реже повышают голос на ребёнка. Однако и без упражнений можно пытаться понять чувства ребёнка. Вообще же, понимание чувств и эмоций ребёнка помогают и ему самому разобраться в своих переживаниях и учат ребёнка регулировать своё поведение.
- В любой ситуации сохраняйте контакт с ребёнком, проявляйте уважение к нему. Ребёнок должен чувствовать, что даже если мама злится, они все равно «по одну сторону баррикады».
- Не игнорируйте собственные чувства. «Гигиена» собственных чувств — очень благодарное занятие, ведь когда мама может разложить по полочкам, на что, почему и как она отреагировала криком, она учится управлять этими чувствами. Обязательно нужно давать выход этим чувствам через слёзы, слова, творчество или другим способом.
- Придумайте себе какой-то образ или фразу, которые будут помогать удержаться от крика. Можно ассоциировать себя с «большой мамой-слонихой», которую невозможно вывести из себя детскими шалостями, или повторять какую-то мантру.
- Правильно расставляйте приоритеты. Не забывайте, что воспитание — это, прежде всего, отношения с ребёнком. Дети растут, и, спустя время, воспитательные функции уйдут из жизни родителей, останутся лишь отношения, складывающиеся годами. Что это будет – теплота и близость или обиды и отчуждение – зависит именно от родителей.
Рекомендуем по теме:
- Что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка? — Читаем простой совет тут;
- Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей —
- Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ» —
- 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии —
- Как реагировать и бороться с капризами ребенка —
Родители, готовые прилагать усилия к работе над собой и отказывающиеся от криков в воспитании ребёнка, заслуживают огромного уважения. Они проделывают огромную работу, отголоски которой дойдут и до их внуков, и до следующих поколений, ведь ребёнок, росший без криков, став родителем, сам вряд ли станет кричать. Более того, спокойное воспитание, как это ни парадоксально, делает детей более послушными. Ребёнку жизненно важно быть рядом со «своим» взрослым, а послушание – это вещь, предусмотренная природой. Глядя на спокойных родителей, ребёнок и сам учится справляться со своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Читаем далее: Ребенок не должен раздражать!
Смотрим видео: Как научиться не кричать на детей
Накричали на ребёнка…Что делать?
Когда ситуация не ясная — лучше детям доверять и не ругаться.
скачать видео
Пишет Татьяна Розова:
Были в гостях у моей подруги. У нее трое детей. Две девочки 1 и 3 класс и грудной мальчишка. Наблюдаю картину: старшая дочь играла в планшет, потом бросила его на диване и ушла по своим делам. Про планшет напрочь забыла. Мама заходит, видит планшет, кричит дочке: «Сколько можно говорить не бросать планшет, его раздавят! Не будешь убирать — больше не дам!», — и убирая планшет, жалуется — «Совершенно не слушает меня! Сто раз уже говорила, чтобы убирала!». Я задумалась об эффективности такого поведения мамы. Дочь, судя по всему, даже не услышала слов мамы. И даже если и услышала, вряд ли восприняла их всерьез. Думаю, что она догадывается, что и в этот раз мама не выполнит угрозы. Поэтому в следующий раз сделает все точно также. Как бы поступила я? Во-первых, я бы спокойно позвала дочь в комнату. Показала бы ей планшет и объяснила, что и почему меня не устраивает. И попросила бы планшет убрать со словами, что если планшет в следующий раз вот так будет обнаружен, то больше играть на нем не получится. И в следующий раз — если таковой будет, я бы молча выполнила то, что пообещала. Причем очень простым способом — сменой пароля.
Новорожденного иногда сравнивают с диким осленком — он следует только своим природным инстинктам. Нередко родители во всем потакают карапузу. Он привыкает к этому и в результате оказывается совершенно неподготовленным к тому, что далеко не всегда и не все будут исполнять его желания. Мы хорошо знаем, как трудно находиться рядом с человеком, который не приучен к самоконтролю, не умеет справляться с собственными эмоциями. А легко ли ему самому жить на свете?
Ребенок приходит в этот мир, ничего не зная ни о нем, ни о себе. У него очень много забот. И самая важная — найти свое место среди людей, идентифицировать себя. Каждое его проявление: плач, крик, шалости, произнесение слов — это проверка: можно ли поступать так?
Следовательно, для него чрезвычайно важна реакция взрослых, так как для ребенка это своеобразный индикатор. Если папа и мама одобряют поступок, значит, он все сделал правильно, если останавливают, запрещают — это ограничительный сигнал. Но как показать маленькому человечку границы дозволенного?
Устанавливать запреты на определенное поведение детей является неизбежной обязанностью родителей. Это необходимо для того, чтобы ребенок в своих действиях учитывал не только собственные желания, но также потребности других людей, ориентировался на общепринятые социальные нормы поведения.
Делая ребенку замечания, желательно придерживаться следующих правил:
1. Если ребенок плохо себя ведет, попробуйте вместе с ним обсудить причины его поведения и поискать пути выхода из создавшейся ситуации. Пример из жизни:
Родители Вани уехали в гости и оставили его с няней. Вернувшись, они обнаружили, что шестилетний сын взял самые лучшие мамины духи и облил ими кошку. Когда няня ушла, родители решили поговорить с ним.
Отец: Ванюша, иди сюда. К тебе вопрос: ты брал мамины духи? — Да. — И облил ими кошку? — Я думал, ей это понравится… — Ваня, ты сказал мне правду, и поэтому ты молодец. Но в прошлый раз мы с тобой уже говорили, и ты обещал мамины духи не брать. — Извини…
Мама: Мы с папой очень расстроены и не знаем, как поступить. — ‘»Вы можете меня наказать!» — А это что-то изменит? — «Может, вы закроете дверь на замок, чтобы я туда не ходил?» — Или так. Тебе так будет легче? — «Да». — Ну и хорошо. А кто кого первый поцелует?
Маленьким детям бывает очень трудно сопротивляться своим импульсам, и, попросив помощи у родителей, Ваня фактически сказал: «Желание облить кошку духами слишком велико, поэтому замок помог бы мне с этим справиться».
2. Как правило, дети привыкают к длинным тирадам нравоучений родителей, которые те с завидным упорством повторяют изо дня в день, и попросту пропускают их мимо ушей. Поэтому, дорогие родители, не тратьте свое время на пустые слова. Говорите четко и лаконично. Тогда ваши слова будут иметь форму своеобразной команды и достигать значительно больший эффект.
Чем без конца напоминать: «Ты снова не почистил зубы, ты такой забывчивый! У тебя будут дырки в зубах. Вот твой брат никогда не забывает чистить зубы…» вы можете просто сказать: «ЗУБЫ!»
Это слово вам придется повторять, скорее всего, не один раз, но ребенок услышит вас не раздражаясь.
3. Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывание» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.
«Я — высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.
Сравним два типа высказываний на примере следующей ситуации: мать уставшая пришла с работы и видит, что дома кавардак, дочка разбросала все игрушки по комнате. Как будет выглядеть в данном случае «Ты-высказывание»? Примерно следующим образом: «Ну, сколько можно тебе повторять одно и тоже! Почему ты никогда не кладешь свои игрушки на место. Сколько это будет продолжаться…».
Вряд ли в данном случае проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, и выяснением отношений.
Гораздо более эффективно в данном случае было бы «Я-высказывание». Например, такое: «Доченька, я так устала на работе и была бы очень рада, если бы ты убрала все свои игрушки, и мы бы вместе приготовили что-нибудь на ужин».
Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения проблемы.
4. «Если» и «почему» — с этих слов, обычно, начинаются угрозы: «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, я никогда не куплю тебе новой!» «Почему ты такой? «Почему ты никогда?..» Такие атаки только провоцируют ребенка на открытое неповиновение или круговую оборону.
«Как только» — чрезвычайно эффективная фраза, прекрасно заменяющая «если». Когда вам нужно мотивировать ребенка на действие, можно сказать: «Как только игрушки будут убраны, мы сможем вместе пойти в магазин».
Или: «Ты сможешь посмотреть телевизор, когда все уроки будут сделаны». Таким образом, мы можем превратить «подковерную борьбу» в сотрудничество. Эти слова не сильно отличаются от «если», но к удивлению родителей смягчают тон голоса и не провоцируют детей на ответный выпад.
Но не всегда бывает достаточно устного запрета на какое-то действие, часто дети слов просто не понимают. В таких ситуация родители бывают вынуждены прибегнуть к наказанию.
Что необходимо учитывать родителям, если им все-таки приходится наказывать своих детей:
1. Необходимо заранее предупредить своего ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. То есть ваш малыш должен знать о нежелательности определенного поведения и о том наказании, которое за этим последует. Он предупрежден, и право выбора остается за ним.
2. Нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его. Неизвестность так страшит, что ребенок может сам причинить себе вред.
3. Запрещая ребенку что-то делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения (нельзя, «закрывая одну дверь, не открыть при этом другой»). Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом какое поведение является правильным, ребенок просто не будет знать как же ему тогда вообще себя вести. Это может негативно сказаться на его самостоятельности и независимости.
4. Родители должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Естественно, недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, сами не придерживаются этих правил.
5. Запрещая что-либо и устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания. Когда родители чувствуют себя неуверенно, они то ужесточают свои требования к ребенку, то предоставляют ему действовать самостоятельно, не считаясь с установленными раннее правилами.
Для ребенка это означает нарушение его представлений о том, что разрешено и за что он не понесет наказание, а что по справедливости должно быть наказуемо.
6. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это не приятно. Они должны дать понять ему, что, не смотря ни на что, любят его! Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого высказывания заключается в том, что ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.
7. Никогда нельзя доходить до применения физической силы при наказании! Нельзя оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Обсуждению должен подлежать только конкретный его проступок.
В заключение необходимо сказать вот о чем. Установление ограничений примешивает чувство враждебности к испытываемой ребенком по отношению к родителю любви. Амбивалентность любви — ненависти, то есть внутренний конфликт, возникающий в результате сосуществования (или столкновения) противоположных чувств по отношению к эмоционально значимому человеку, вообще характерна для человеческих взаимоотношений. Чувства враждебности, а иногда и ненависти к тому, кого любишь, могут возникнуть как у ребенка к родителям, так и у родителей к ребенку.
Естественность амбивалентных отношений хотя и чревата потенциальными конфликтами, но в то же время имеет и позитивную сторону, которая состоит в том, что конфликт приводит в действие механизмы уживчивости, приспособления к реакциям как ребенка, так и родителей.
Ребенок учится справляться с чувством враждебности; воспринимать моральные установки и требования родителей; у него формируются качества разумной уступчивости перед авторитетными руководителями, а также стремление к самоутверждению.
Таким образом, установление ограничений становится существенным фактором во взаимоотношениях ребенка и родителей. Последствия для обеих сторон имеют жизненно важное значение.