Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.
Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос». И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.
Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе
Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.
Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:
- Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
- Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
- Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
- Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
- Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?
Что является физическим наказанием?
К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.
Статистика гласит, что наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»
Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?
Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?
Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.
Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:
- Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
- На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
- У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
- Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
- Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
- В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
- Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
- Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
- С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Выростая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
- Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
- Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин
Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы
Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:
- Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
- Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
- Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите).
- Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
- Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание — 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми — Как нельзя наказывать ребенка — Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!
Мнения мамочек с форумов
Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.
Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!
Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…
Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается , потов все решить миром и мы миримся.
Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у некоторых?
Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? — Консультации специалистов
Не секрет, что воспитание ребёнка – сложнейший процесс, до сих пор оставляющий открытыми множество вопросов как среди мам и пап, так и среди опытных психологов. Один из них: почему нельзя бить детей?
Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.
Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.
«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?
Вопрос, бить или не бить ребенка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.
В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.
Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.
Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.
Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.
Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.
Вот почему нечастые (!) вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.
Другие причины применения телесных наказаний
Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.
Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.
Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?
- Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
- Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
- Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
- Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
- Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.
Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И не правы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.
Почему нельзя бить ребенка?
К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.
Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.
Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.
Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.
Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.
- Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
- На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
- Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
- Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жесткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
- Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.
Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.
Мнение американских учёных
Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.
Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.
В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.
Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.
Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.
Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.
Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.
А есть ли альтернатива?
Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.
Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.
Как правильно наказывать?
- Прежде всего, выясните мотив поступка. Вероятно, причиной разборки дорогого фотоаппарата стало не желание испортить вещь, а стремление изучить её устройство. В таком случае можно избежать наказания, достаточно просто поговорить с ребёнком и объяснить ценность некоторых предметов.
- Попробуйте лишить своё чадо какого-либо удовольствия. Только перед этим необходимо разобраться, что для ребёнка действительно важно. Малышу можно запрещать смотреть мультику или играть в компьютер (на короткий промежуток времени). Подростку больше «подойдёт» ограничение общения с ровесниками.
- Если малыш чрезмерно агрессивен или импульсивен, его можно оставить одного в помещении без игрушек, книжек, компьютера на несколько минут. Этот метод ещё называют тайм-аутом. Конечно, оставлять детей в чулане или тёмной комнате нельзя!
- Ещё один способ сложно назвать наказанием, скорее, это метод эмоционального воздействия. Большинство детей не осознают, что плохими поступками делают больно родителям. Как вариант – показать, насколько недавнее поведение вас расстроило.
- Приучайте ребёнка нести ответственность за поступки. Получил «неуд» по истории? Исправляй. Разукрасил фломастером стол? Будь добр, очисти столешницу. Многие дети даже не считают подобные меры «карательными», напротив, у них начинает формироваться ответственное поведение.
Более подробно о том, как правильно наказывать ребенка, читайте в статье детского психолога. Эта информация поможет узнать основные правила конструктивного наказания.
Ещё одна полезная статья, в которой подробно рассказывается о том, как вести себя родителям, если ребенок не слушается.
Каков вред компьютерных игр для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр
Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.
Альтернативные меры не работают: что делать?
Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешена.
Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.
В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).
Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:
- детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
- ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).
После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.
Родителей в студию!
Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.
Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.
Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.
Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».
Кристина, мама 2-летнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».
Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что привнесёт в будущую жизнь нынешний малыш.
Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.
Бить или не бить – вот в чем вопрос
Вопрос бить или не бить своих детей возникает у каждого из родителей. Реакция ребенка на простой шлепок сравнима с реакцией взрослого человека на применение к нему насилие. Чувство мести овладевает малышом, и он начинает искать способы отомстить за себя. Когда на свет появляется маленькое чудо, папа и мама окружают его заботой и любовью. Но, к сожалению, люди не совершенны, в порыве гнева или устав от бессилия в попытке урезонить маленького егозу, непроизвольно поднимается рука. Состояние аффекта объяснимо, но неприемлемо.
Взрослым следует работать над своим эмоциями, иначе может произойти физическое или моральное травмирование малыша.
Стыд, огорчение, укоры совести – расплата за необузданную ярость. Для успокоения можно просто посчитать до десяти или выйти ненадолго из комнаты, негромко хлопнув дверью. Если насилие все же произошло, следует обязательно попросить прощения у ребенка.
Метод кнута и пряника
Метод кнута и пряника считается одним из эффективных педагогических приемов. При воспитании любыми методами должна выдерживаться сбалансированность. Не стоит после применения наказания следом жалеть, баловать или ласкать ребенка. Старшим необходимо четко разграничить, когда поощрить, а когда наказать. В таких ситуациях дети могут провоцировать, а затем манипулировать родителями с целью получения «пряника».
Действиям взрослых надлежит быть слаженными. Отрицательными окажутся методы воспитания, если у папы – «кнут», а у мамы – «пряник». Не стоит оспаривать слова одного из родителей в присутствии ребенка. Малыш быстро разберется, кто из взрослых станет волшебной палочкой для исполнения его желаний.
Главный принцип этого метода:
- успехи ребенка не следует воспринимать, как само собой разумеющееся, их нужно выделять и поощрять;
- серьезные проступки, не должны оставаться безнаказанными.
Справедливое и несправедливое наказание детей
Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе. Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.
Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.
Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.
Правила наказания детей
При воспитании приоритеты нужно отдавать словесным порицаниям:
- дети не воспринимают большое количество «нельзя», поэтому запретов должно быть немного;
- каждое табу подлежит объяснению;
- на один запрет – два разрешения. Как пример: «обои не разрисовываем, давай сделаем красивой старую газету либо попишем в тетради»;
- все близкие родственники придерживаются установленных запретов;
- иногда совершать исключения из правил, например: «на День рождения можешь не ложиться спать днем».
Нельзя учинять расправы над детьми за:
- нерасторопность (случайно разбитую чашку);
- ревнивые чувства (к родителям, братикам, сестричкам);
- неумелые навыки (застегнуть пуговицу, завязать шнурок);
- любознательность или активность;
- отказ от приема пищи или от сна;
- рассредоточенность (дети не могут долго удерживать внимание на одном предмете).
Физическое наказание детей
В неблагополучных семьях, где взрослые с неустойчивой психикой регулярно применяют насилие к ребенку или устраивают разборки между собой, вырастают агрессивные личности. Малыш, как губка, впитывая домашнюю атмосферу, ощущает себя ненужным существом. Он, в дальнейшем, не воспримет любую форму дисциплины.
Физические наказания, осуществляемые вне установленных в семье норм и правил, несут в себя высокую опасность для развития ребенка. Старшие люди навсегда должны запомнить, что их отвратительное настроение, усталость, финансовые трудности, не повод для телесного насилия над детьми.
Когда допустимо физическое наказание детей
Полностью отвергать физическое наказание не стоит. Когда малыш сжимает кулаки и набрасывается на взрослого, а потом получает по заслугам, это подводит его к пониманию, что реакция на силу может быть незамедлительной. Такие воспитательные меры учат ребенка владеть своими чувствами и в будущем устанавливать контакты в доброжелательной форме.
Боль способствует восприятию опасности. Потянув животное за хвост, и получив отпор в виде царапины или укуса животного, карапуз учится распознавать опасность. Уроки от полученных ожогов, ссадин, шишек помогают в дальнейшем ограничивать опасность, уходить от повторения ошибок.
Небольшая боль, полученная от любящих рук, ассоциируется с пережитыми неприятностями от опасностей. Форме взысканий надо быть лояльной: порка ремнем, а не избиение; слабый нажим на болевые точки, пощипывание мышечных тканей, а не мощное давление на органы.
Неприемлемые способы наказания
В ответ на свое телесное насилие взрослый человек может отомстить за себя и дать отпор противнику. Малыш не способен этого сделать по причине морального и физического несовершенства и зависимости от близких людей. Родителям следует помнить об этом, и никогда не применять меры дисциплинарного воздействия в виде:
- ударов по голове и другим частям тела, несущих вред физическому состоянию;
- нанесения телесных увечий при помощи тяжелых предметов;
- морального унижения: «Ты бестолковый, тупой, весь пошел в своего неудачника отца, в жизни ничего из тебя нормального не получится и т.д.» (ребенок не способен опротестовывать унизительные оскорбления и эпитеты);
- душевных мучений (когда малыш боится темноты, а его закрывают в темном подвале).
Прощение
Ребенок должен не заучивать ритуальные слова прощения, он должен точно понимать, в чем заключается его провинность. Ему следует рассказать о негативных ощущениях от проступка, дать время на раздумья. В такие моменты сам взрослый понимает, что есть в чем раскаяться, а для ребенка это послужит хорошим примером как нужно извиняться.
Популярный метод наказания – «поставить в угол» необходимо всегда доводит до кульминационной развязки. Принцип: «все постоял, но время идти обедать», прервет ход мыслей о провинности, и малыш не осознает этой ситуации.
За один проступок может быть лишь одно наказание. Не следует в дальнейшем вспоминать прощенное и использовать его при случающихся разногласиях.
Совершил проступок – исправляй!
Одним из правильных мер дисциплинарного воздействия при воспитании является тезис: «совершил проступок – исправляй!», почему:
- детям с этим затруднительно будет не согласиться;
- метод позволяет увидеть и оценить результаты провинности;
- в ребенке воспитывается чувство ответственности;
- это помогает малышу быстрее анализировать ситуацию и делать правильные выводы.
Пролил воду – вытри стол, разбросал игрушки – собери, такие требования будут справедливы по отношению к малышу. Однако его родные и близкие также должны подчиняться этому золотому правилу и служит примером во всем для ребенка. Если он поймет, что эта мера в семье установлена только для него, он не будет ее соблюдать.
Способы поощрения
Поощрение должно быть актуальным, ощутимым и своевременным. Для детей, особенно маленьких, понятие времени не поставлено в четкие границы. Ставить условие малышу, что если ты всю неделю будешь убирать у себя в комнате, а воскресенье получишь мороженное, крайне неправильно. Он с трудом разбирается, что такое неделя.
В качестве поощрения лучше подарить новую игрушку, предложить сегодня сходить в парк, увеличить время прочтения интересной книжки, позволить немного дольше поиграть вечером. Особенно подарок станет интересным, если ребенок мечтал о нем, но не получил когда-то из-за совершения проступка. Можно придумать календарь, где совместно с малышом разукрашивать в цвета пройденные дни, как пример:
- красный – все отлично;
- оранжевый – хорошо;
- желтый – так себе;
- зеленый – хуже.
Больше всего радуют и мотивируют ребенка совместные игры с любящими папой и мамой.