Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.
Плюсы использования гаджетов
- Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
- Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.
Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.
Минусы использования гаджетов
- «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
- Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»!
- Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
- Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
- Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.
Читаем также: Как мы «теряем» своих детей
Зависимость от гаджетов и как её избежать
Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
- Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
- Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
- Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.
Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.
- Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
- Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
- Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.
Читаем также: 10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера
Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Читаем далее:
- «Сказка на ночь» или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?
- Влияние сказок на развитие детей;
- Влияние музыки на развитие детей;
- Значение игры в жизни ребенка.
Рекомендуем к просмотру:
Влияние современных гаджетов на зрение ребенка:
1 год и 8 месяцев ребёнок и Ipad:
Разобраться в вечном споре о пользе и вреде использования гаджетов детьми нам помогают психолог Татьяна Плунгян и педагог Дима Зицер, а также невролог Валерий Крамар и офтальмолог Шамиль Халилов.
Почему не нужно запрещать гаджеты
Дима Зицер, педагог, психолог, основатель INO (Институт неформального образования) и школы «Апельсин»:
Гаджеты – это очень круто! Это интересно и познавательно. И ничего плохого в этом нет. Современные дети этим живут. Вспомните из истории, как появились первые автомобили. Или первые книги, например. Их тоже мало кто поначалу принимал с восторгом, их пытались запретить и даже сжигали. Вот и про гаджеты то же. Это наша жизнь. Они есть. Конец. И мне ни разу не встречалось внятное исследование, которое бы доказывало, что гаджеты вредны для детей.
Паника родителей от того, что в жизнь детей приходят гаджеты, – вполне объяснимая реакция. Это страх, который спасает их психику. Взрослые пытаются построить детство своих отпрысков понятным им способом, навязать свою модель. А гаджеты находятся вне их матрицы. Планшеты становятся родительским страхом. Понять детей в этом плане могут лишь молодые прогрессивные родители, которые также используют эти гаджеты и понимают, для чего они нужны.
Не нужно запрещать использование гаджетов и создавать тем самым у ребёнка идею запретного плода. Я категорически против использования запретов и силы.
В этой ситуации важно понять, почему эти гаджеты, виртуальный мир – самое интересное, что происходит в жизни ребёнка. Неужели ему так плохо дома? Почему он не играет со сверстниками или не рыбачит, с папой, к примеру? Выход один: нужно быть на его стороне, быть вместе с ним. Разбираться в гаджетах, которыми пользуются ваши дети, интересоваться, изучать, играть вместе. А если вы решили, что в виртуальном мире ребёнок проводит слишком много времени – предложите ему достойную альтернативу, что-то более интересное. Сходить в кино, например, или на рыбалку, испечь пирог или почитать книжки.
Как правильно использовать гаджеты
Татьяна Плунгян, психолог:
Гаджеты – это лёгкий способ временно занять ребенка в разных ситуациях, когда родителю срочно нужно сделать какое-то важное дело. Некоторые дети тяжело переносят длительное ожидание (длинный переезд, ожидание в очереди или что-то еще). Не всегда уместны игрушки или фломастеры – в большом супермаркете в очереди технически сложно предложить ребенку порисовать или собрать паззл. А вот смартфон или планшет чаще всего у взрослых с собой и может на какое-то время занять скучающего или уставшего ребёнка.
Существуют компьютерные игры и приложения, которые действительно помогают в игровой форме развить у детей память, внимание, логическое мышление и могут научить считать или узнавать буквы. В интернете можно найти много познавательных мультфильмов на самые разные темы и для разных возрастов.
При использовании гаджетов, чтобы избежать электронной зависимости, важно соблюдать несложные правила и научить им ребёнка:
1. Завершите «общение» ребёнка с гаджетами не менее, чем за три часа до сна. От виртуального мира, наблюдаемого на экране перед сном, ребенок рискует перевозбудиться, а от этого нарушается естественный процесс засыпания и может появиться беспокойный сон ночью (частые просыпания, кошмары, отказ засыпать, сопутствующие тревога и страхи).
2. Следите за собственным отношением к электронному миру. С самого рождения, как уже было сказано, ребенок наблюдает за родителями и, особенно до подросткового возраста, во всем подражает родителям. Если папа или мама предпочитают долгий просмотр телевизора, постоянное сидение в телефоне каким-либо другим вариантам времяпрепровождения, не стоит ожидать, что ребенок будет делать иначе.
3. Если вы решили уделить время ребёнку – отложите телефон и планшет. Лучше 20 минут полного погружения в общение с ребенком, его мир и желания, чем несколько часов «присутствия» рядом, когда мы то и дело отрываемся на звонки, смс или рабочую почту.
4. Установите твердое и ограниченное время, предназначенное для использования гаджетов ребенком. Для каждого возраста и в каждой семье оно своё. Важно раз и навсегда установить подобные рамки (меняющиеся с возрастом, конечно) и в этом вопросе проявлять твёрдость. Ребенок должен четко понимать, что 10 минут — это именно 10 минут, вне зависимости от того, какое у мамы (папы, бабушки) настроение сегодня.
5. Используйте любые возможности сделать что-то вместе с детьми. Включайте их в самые разные, в том числе «взрослые» виды деятельности — например, приготовление еды или уборка в квартире. Чем больше впечатлений и эмоций получит маленький человек от взаимодействия с реальностью, тем более привлекательной она для него будет. Ведь нормальное интеллектуальное и личностное развитие ребенка может происходить только в реальности — в контакте с реальным миром и с настоящими, живыми людьми.
Что говорят врачи
Шамиль Халилов, врач-офтальмолог клиники “МедСити”:
Не стоит преувеличивать степень негативного влияния гаджетов на зрение школьников. Достаточно пользоваться устройствами в меру и соблюдать при этом простые правила. Во-первых, контролировать угол зрения и расстояние – оно должно составлять не менее 40 см до экрана. Голова ребёнка не должна быть наклонена назад или вперёд, а экран должен располагаться на 15 градусов ниже уровня глаз.
Я рекомендую школьникам на каждые 20 минут работы с гаджетом делать перерыв на 5-10 минут. Рекомендации основаны на том, что излишняя сосредоточенность на изображении с цифровых устройств приводит к избыточному напряжению цилиарных мышц глаза и провоцирует развитие аккомодационных нарушений. Именно для снижения риска возникновения спазма аккомодации, который приводит к развитию близорукости, офтальмологи рекомендуют при пользовании гаджетами каждые 20 минут делать перерывы с фиксацией взора на другой объект, расположенный на расстоянии не менее 5 метров от глаз.
Спина должна быть выпрямлена, плечи расслаблены, а руки на одном уровне с предплечьем.
А вот до 7 лет гаджеты рекомендуется использовать с осторожностью – в этом возрасте идеальное зрение (мы называем его бинокулярным) ещё только формируется, человек имеет возможность четко видеть двумя глазами одновременно, структурировано, и при этом у него складывается единая визуальная целостная картинка. Поэтому можно сказать, что дети до 7 лет находятся в группе риска, и не стоит усиливать это влияние гаджетами.
Валерий Крамар, главный врач семейной клиники Dr.Kramar, остеопат, невролог:
Конечно, польза от работы с гаджетами есть. Это развитие новых навыков и обучаемости, а также усидчивости. Но при работе с ними очень важно следить за правильным положением тела и временем использования. Ведь при использовании гаджетов у ребёнка появляется перенапряжение в мышцах шеи и спины. Долгое неподвижное положение сидя приводит к застою в мышцах шеи и спины.
Во-вторых, страдают мышцы глазного яблока. Мышцы глаз устают, их подвижность нарушается, и это приводит к снижению их способности к адаптации при взгляде вдаль и перед собой. Снижается острота зрения. Мерцания экрана, которые не заметны глазу, также приводят к нарушению зрения и усталости мышц глаз.
В-третьих, напряжение в мышцах шеи приводит к головной боли. Появляется раздражительность, снижается память и внимание. В-четвертых, быстро сменяющиеся эпизоды и мерцание экрана чрезмерно возбуждают нервную систему и нарушают баланс между возбуждением и торможением, что может приводить к неблагоприятному созданию предпосылок к развитию неврозов, судорожных синдромов и повышенной агрессии.
Если Ваш ребёнок использует гаджеты, пожалуйста, обратите внимание на следующую информацию. Если ребёнок «работает» с гаджетом лёжа, необходимо соблюдать правильное положение тела и шеи – такое, как на этом видео.
Оптимальное время использования гаджетов — не более 35-40 минут, лучше сэтами по 20 минут.
Не только польза
Татьяна Плунгян, психолог:
Хотя гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов и действий с ними, необходимо подключать все каналы восприятия организма для их гармоничного развития. Так, чтобы понять, что такое мячик или кубик, маленькому ребенку совершенно недостаточно просто увидеть его на экране – для получения реального представления о любом предмете его важно потрогать, иметь возможность манипулировать им по своему представлению, а некоторым даже попробовать на вкус.
Таким образом, минус развивающего видео в его одностороннем плане развития – ребенок вроде видит картинку и информацию о ней, но полностью понять, о чем же идет речь, он не может; особенно, если до этого не сталкивался с тем, что показано на экране в реальности.
Что касается здоровья, дети «крадут» у себя время для физической активности (бегать, прыгать, лазать и тому подобное), а это со временем может сказаться на результатах развития растущего организма.
Также может происходить угасание или снижение творческих сил и активности В реальной жизни ребёнок имеет возможность придумывать и фантазировать — то есть во всю силу использовать возможности своего воображения. Он может лепить из пластилина, раскрашивать, сочинять сказки, строить замки и многое другое, что дает толчок развитию и узнаванию окружающего мира. Какой бы потрясающей и красочной ни была электронная игрушка или мультфильм — они все равно ограничивают фантазию ребенка, предлагают ему уже кем-то придуманный мир и лишают его возможности фантазировать и создавать что-то самостоятельно. Этого, кстати, не происходит, если читаешь книгу – каждый читатель представляет себе описанную реальность по-разному, даже если два человека встречают одинаковое описание какого-то героя или места действия.
Как распознать у ребёнка зависимость от гаджетов?
Есть характерные признаки появления электронной зависимости:
1. Попытки отвлечь ребенка от игр и мультфильмов либо на время прервать это занятие вызывают бурный протест и резкие изменения настроения Так, дети могут становиться после прерванной игры чрезмерно агрессивными, бывает, что возникает истерика. Это происходит, потому что эмоциональная реакция на произошедшее очень сильна.
2. Реальная жизнь «вне экрана» перестает для ребёнка быть более привлекательной, чем жизнь «внутри гаджета». Снижается или вовсе теряется интерес к тем занятиям, которые раньше увлекали ребёнка и дарили положительные эмоции.
3. Отношения со взрослыми постепенно портятся либо отходят на второй план. Вместо какого-либо совместного с родителями (или другими значимыми взрослыми) времяпрепровождения ребенок отдает предпочтение электронному миру игр и мультиков.
Чтобы избежать появления электронной зависимости, общайтесь с ребёнком, проводите больше времени вместе, – у каждой зависимости есть свои причины.
***
Гаджеты — этот прочно вошедший в обиход нового поколения термин означает электронные устройства и цифровые аппараты. Задача гаджетов – облегчить жизнь, и уже сложно себе представить современного человека без них.
Но насколько безопасно увлечение детей гаджетами?
Общественное мнение пугает страшилками о гаджетах в руках детей.
Сами же дети безоговорочно их любят и быстро осваивают.
Если есть категорические «за» и «против» — истина наверняка лежит где-то посредине.
Сегодня приглашаем психологов высказаться о плюсах и минусах современных электронных устройств и вместе найти баланс:
- порекомендовать способы и время общения с гаджетами;
- поискать возможность извлечь максимальную пользу для ребенка при использовании гаджетов.
Из плюсов — неизбежность освоения достижений технического прогресса.
Из минусов — уменьшение, спад живого общения. Человечество к нему вернётся, я уверена, но 1-2 поколения могут пойти по жизни с его недостатком.
До 7 лет мозг ребенка развивается на 80% своего потенциала. И развитие происходит за счет раздражения мозга сенсорными впечатлениями. К ним относятся: движение (крупная моторика), пальчики (мелкая моторика), зрение, слух, ощущения, запах.
Гаджет захватывает внимание ребенка (ребенок привыкает и не может отвлечься на другое) и ограничивает развитие через узкий коридор впечатлений зрения и мелкой моторики. И самое важное, закрывает интерес к другим сферам, другим сенсорным коридорам восприятия.
Гаджет принесет пользу, если использовать его в четко ограниченное время, по расписанию, до 7 лет не более 30 минут по 2 раза в день.
Да, вы правы, золотая середина есть во всем. Именно поэтому данный вид игры для ребенка должен, как и все игры, иметь временные ограничения.
Проблема в том, что окружающая жизнь порой кажется ребенку менее интересной, чем бесподобная электронная игрушка с ярким экраном, способная продуцировать тысячу и одну игру, колоссальный источник информации.
Да, неправильно зафиксированное положение головы и шеи приводят к нарушению мозгового кровообращения и деформации первого шейного позвонка. Однако стоит ли винить в этом электронную игрушку? Ведь если время игры определено, правильное положение головы и шеи показано и закреплено на практике, то так ли плох гаджет?Право же — нет.
Плохо другое — малый интерес взрослых к внутреннему миру детей, сложности установления контактов между детьми и взрослыми. Создайте ребенку условия для интересной и полной жизни, учитывая его интересы и возможности, принимайте активное участие в его жизни — и никакие гаджеты не навредят ни вам, ни вашему ребенку.
А электронная штука, которая была создана, чтобы облегчить жизнь человеку, так и останется полезным дополнением для вас и ваших детей.
Я сторонница позитивного мышления и считаю, что гаджеты даже расширяют границы общения. Гаджеты позволяют детям быть самим собой и общаться с разными людьми. Особенно гаджеты «спасают» тех детей, кому не удается установить общение и контакт «вживую», они могут компенсировать недостаток общения в реальном мире с помощью электронных устройств.
Я за то, чтобы жизнь приносила удовольствия и шла легко, а гаджеты способствуют этому. Любое незнакомое слово за 1 секунду будет истолковано с помощью Интернета. Любая волнующая и интересующая информация будет добыта легко и без лишних усилий. Главное, чтоб был интерес, живой и неподдельный.
Если говорить про влияние компьютера на детей, то оно как негативное, так и положительное. Из негатива — проблемы со зрением и осанкой, может появиться лишний вес из-за малоподвижного образа жизни и зависимость от компьютера. Но, с другой стороны, компьютер в современном мире — незаменимый помощник в учебе. Да и посредством Интернета можно узнать много интересного и полезного .
Планшет и телефон для детей дошкольного возраста не являются предметом первой необходимости. Ребенок может вполне полноценно развиваться и без них, но уж если родители хотят порадовать своего кроху, то нужно следовать правилу — техника для детей должна соответствовать возрасту.
Помните, ребенку до 6 лет рекомендуется покупать детский планшет. Он будет направлен на развитие крохи, да и родители смогут контролировать, чем чадо занимается. Покупать планшетный компьютер для детей «на вырост» не стоит так же, как и дорогой телефон ради того, что ребенок был круче всех.
Если ребенок очень много времени проводит с гаджетами, то есть опасность, что он просто «выпадет» из реального мира и станет зависим от гаджетов.
Чаще всего зависимость от гаджетов развивается, когда родители начинают подменять реальное общение с ребенком различными устройствами. Некоторые мамы и папы, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, давая чаду заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.
Хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.
Современный мир уже не представить без современных технологий, именуемых ныне гаджетами.
Как ни печально, но дети перестали читать, перестали выходить на улицу, они заняты новыми технологиями.
Есть, конечно, и плюсы гаджетов в зависимости от того, как их используют наши дети. Но минусов очень много, никогда и ничто не заменит живого общения, дети не развиваются, «тупо» просиживая за играми, в социальных сетях, за айфонами и смартфонами.
Задача нас, родителей, контролировать доступ детей к планшетам и ноутбукам, иначе возникает зависимость, а с этим бороться очень трудно. Я думаю, мои коллеги-психологи поддержат меня.
От использования новых технологий мы не уйдём, поэтому наша задача взрослых — научить детей правильно и с умом использовать гаджеты.
С одной стороны, гаджеты — это прогресс, а с другой стороны — дети перестают общаться друг с другом и со взрослыми, уходят от контактов, всё больше погружаются в виртуальный мир, где хорошо и комфортно. Опыт общения друг с другом пропадает, а значит, и теряются коммуникативные навыки.
- порекомендовать способы и время общения с гаджетами:
общение с гаджетами должно приносить пользу, то есть развитие. На мой взгляд, это должно быть не более 2-х часов в день. Если говорить о способах, то родителям лучше устанавливать опцию «родительский контроль» на гаджетах, которыми пользуются дети, а так же определить место, где можно пользоваться гаджетами, и исключить игры агрессивного характера.
- поискать способы извлечь максимальную пользу для ребенка при использовании гаджетов:
это могут быть игры, направленные на развитие памяти и внимания. Игры должны содержать в себе доброе, веселое начало. Также гаджеты можно использовать для подготовки к урокам.
Не стоит поощрять покупки и приобретения новых гаджетов. Особая радость должна быть от покупки книги, и родителям стоит поощрять чтение книг, а также покупку новых книг, выражать свою радость от того, что дети читают книги, общаются, ходят на секции.
Был в прошлом году на Ямайке, сфотографировал местного ребёнка и показал ему фотографию на экранчике фотоаппарата, а он возьми, да и начал листать пальчиком фотографию. Привык к планшету.
Я родился до электронной эры и до сих пор не очень в ладах с современной техникой. Но то, что гаджеты и любая технология развивают мышление и расширяют возможности человека — в этом нет сомнения.
Просто природа человека не успевает за этим. И если ребёнок не получает возможности потрогать руками, ногами, понюхать, полизать объект, то он теряет в возможности понять мир.
В одном психолингвистическом эксперименте маленьких детей решили обучить одним и тем же словам разными способами.
Одним детям показывали газету и говорили, что это «газета», показывали журнал и говорили, что это «журнал».
Другим детям показывали газету, называли это «газетой», а после этого давали газету им в руки. То же самое делали с журналом. Дети газету мяли, журнал рвали, но цель эксперимента заключалась в том, чтобы помочь детям запомнить слова (это проверялось в последующем), а не сберечь предметы.
Так вот, оказалось, что те дети, которым давали в руки предмет, запоминали название гораздо быстрее и лучше. Вывод простой – запоминание слова происходит быстрее в деятельности с предметом. В предметной деятельности.
Выводы в отношении гаджетов делайте сами. А моя рекомендация: всё хорошо в меру.
Чем позже начать использовать технику, тем лучше. Пока не требует школа, необходимость общения, интернета — лучше пользоваться книгами и общаться лично. Да и потом, сколько хватает сил, вводить расписание использования.
Технологии нужны, и они обязательно придут. А вот если придут рано, то уже другие способы обучения и общения усваиваются тяжело. Знаю многих родителей, включая Стива Джобса, которые не дают своим детям пользоваться гаджетами и никакого ущерба от этого не находят.
Иногда ведь это легче — дать планшет, и ребенка нет. Это легче, чем сходить в театр, вместе почитать, рассказать про самолеты и т. д. Освобождает родителей от участия в жизни детей. Вот не стоит на это поддаваться. Ваша уникальная личность и личность других учителей сделают больше, чем информация, упакованная на носителе.
Существует много разных мнений, от себя отмечу самые весомые для меня.
Большой плюс и гаджетов, и детей, что дети их быстро осваивают, так что возможности такой техники можно использовать непосредственно в обучении и развитии, и они мобильны, что немаловажно.
И, наверное, самый огромный минус, на мой взгляд, что здесь понятие меры теряется у детей, да и у взрослых тоже. Поэтому необходимо ограничивать, иначе дети могут потерять возможность выходить в реальную жизнь и просто жить, общаться и радоваться простым человеческим вещам.
Да, конечно, вторжение современных технологий в жизнь — явление неизбежное. Да, Сети расширяют и ускоряют доступ к информации. Безусловно, маленькие дети осваивают электронные устройства на уровне использования быстрее, чем взрослые.
Однако, на мой взгляд, негативные последствия раннего использования гаджетов очень значительны.
Вот, как должно распределяться детское время? Ребенок должен много двигаться, много общаться и иметь личное время, когда он сам один играет в свои игрушки. Отсюда вроде бы следует, что нужно рекомендовать родителям обеспечить своему ребенку двигательную активность и достаточное общение, а когда он играет один, можно дать планшет ипосадить смотреть мультики.
Но не так все просто. Как справедливо отмечает Евгения Юрьевна, гаджет «ограничивает развитие через узкий коридор впечатлений зрения и мелкой моторики. И самое важное, закрывает интерес к другим сферам, другим сенсорным коридорам восприятия». А когда ребенок занят традиционной игрой, этого не случается. Развитие человека происходит в контакте с людьми и предметами, а задача развития — научиться жить в реальном, а не виртуальном мире. Пример, который приводит Белянин Валерий Петрович в этом смысле очень хорош.
Другая опасность мне видится в том, что гаджеты считаются инструментом развития. Вот, например, Зинаида Антоновна Горовец отмечает: «Помните, рекомендуется покупать ребенку до 6 лет детский планшет. Он будет направлен на развития крохи, да и родители смогут контролировать, чем чадо занимается». Тут мне хочется вспомнить старое, кажется конца 80-х или начала 90-х исследование, которое показывало: дети 30-х (кажется) гораздо лучше справлялись с решением интеллектуальных задач, чем современные.
Исследователи объясняли это тем, что в 30-е дети практически не имели игрушек и играли палочками, тряпочками, камешками, превращая их по необходимости в мальчиков, девочек, лошадок, тарелки, одеяла, машинки, паровозики, тележки. И такая игра развивала фантазию и гибкость ума. Рекомендация, которая давалась родителям, была следующей: нужно, чтобы дети как можно больше играли кубиками, пирамидками и другими игрушками без четко выраженных функций, так, чтобы эти функции могли быть заданы самими детьми. Как вы понимаете, компьютерные игры — прямая противоположность таким игрушкам.
Как мне видится, главная опасность гаджетов заключается в том, что они дают возможность родителям уйти от общения с детьми под благородным предлогом «развития» детей. Собственно, в консультациях уже сейчас достаточно людей, чье детство прошло перед телевизором. Главная жалоба — ничто не интересует, не знаю, чего хочу, быстро теряю интерес ко всему.
И тут мы подходим к следующему. Имея в виду детей постарше, Душкова Ольга Николаевна отмечает: «Любая волнующая и интересующая информация будет добыта легко и без лишних усилий». Уж не говоря о том, что далеко не любая (в Сети очень много не информации, а информационного шума, повторяющейся, недостоверной, очень поверхностной информации), так ли это хорошо — жить без усилий? Уметь получать удовольствие от преодоления препятствий, не бояться сложной деятельности — это ведь очень важные и необходимые качества.
Конечно, осваивать эту технику необходимо и нужно, но всему свое время. И это не ранний возраст, и этому нельзя отдавать много времени. Поэтому полностью поддержу мнение Светланы Владимировны Фоломешкиной.
У меня вид увлеченно играющего ребенка вызывает грусть.
Я не против, а даже «за» все те новейшие открытия и изобретения ученых и изобретателей. Безусловно, новейшие технические средства упрощают нашу жизнь, и каждый современный человек должен владеть этими средствами. Только то, что моментальный доступ к интернету помогает найти необходимую информацию, уже говорит об их пользе.
Но, к сожалению, чаще гаджет в руках ребенка играет одностороннюю роль – развлекательную. Иногда родители объясняют данную покупку как необходимость: «нужно шагать в ногу со временем, у всех детей есть, а чем мой ребенок хуже». Но при этом опускают из виду, что данное увлечение тормозит развитие таких важных функций как речь, восприятие реальности.
Дети очень быстро «подсаживаются» на планшеты, компьютерные игры и получают от этого огромное удовольствие, да такое, которое в других видах деятельности не могут уже получить. Минимальная польза от выполнения «развивающих» заданий несопоставима с тем, что дети быстро становятся неспособными играть самостоятельно, придумывать, фантазировать. Потому что, чтобы придумать и реализовать «обычную» игру, требуется в разы больше сил и навыков, чем воспользоваться готовым продуктом.
Чрезмерное увлечение всевозможными гаджетами не только обедняет, но и тормозит развитие социального общения. У детей не развиваются навыки построения гармоничных взаимоотношений со сверстниками, умение радоваться окружающему миру, не развивается круг интересов. А ведь так хочется, чтобы дети были талантливыми, и мы могли гордиться ими.
Если вспомнить нашего величайшего поэта Пушкина, так благодаря сказкам няни Арины Родионовны у него развился тот талант, который восхищает нас до сих пор. Великий Михайло Ломоносов потрясает обилием открытий и в науке и искусстве. Всевозможные гаджеты ему заменило живое общение с рыбаками–поморами, их замечательные сказания. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого. Походы и плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, он делал порой неожиданные открытия. Общение с людьми и с богатой природой развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность.
Доступно ли это нашим детям? Мир изменился, и нет необходимости проходить тот тернистый путь, который прошел М. Ломоносов, но можно познакомить и привить детям любовь к тому, что нас окружает: к удивительной природе, театрам, музыке, книгам, спорту, людям.
А гаджеты? Конечно, они нужны, только использовать их нужно умеренно и с пользой. Малышу 15-30 минут в день будет очень приятно провести наедине со своими мультяшными друзьями, а может, даже чему-то научиться у них. Школьнику будет очень полезно познакомиться с программами предложенными разработчиками, и научиться с пользой для себя использовать их.
Хорошим примером и помощником в этом, безусловно, являются взрослые, которые могут стать примером для подражания и путеводителем в мир современных технических средств, средств полезного целевого назначения. Ведь иначе дети превратятся во взрослых людей, неспособных творить, общаться, создавать что-то новое, станут потребителями, умеющими только пользоваться готовыми продуктами изобретенными другими людьми.
Кто-то может сказать, что современные технологии — это большой успех и облегчение жизни, кто-то будет громко кричать об уходе от реальности и вспоминать советские времена, дворовые посиделки с гитарами и песнями. Мнения разные, и спорить можно бесконечно. Но одно важно отметить — времена изменились. И то, что было раньше, не всегда находит место в реальной жизни. И скорее мы иной раз не готовы были бы отпустить нашего ребенка гулять во дворе с друзьями до поздней ночи по разным причинам.
Но современные гаджеты — это всего лишь еще одна из характеристик нового времени, которая имеет плюсы и минусы для наших детей. Если вы человек современный, значит, у вас дома точно есть какие-либо гаджеты. И вы точно используете их по разным направлениям, как для работы, так и для отдыха.
Что касается того, как ребенку быть с ними, первое о чем стоит подумать — это о том, что ребенку необходимо привить культуру современных приспособлений, и сделать это может только сам родитель. Если родитель только и делает, что играет в планшет или сидит в телефоне в соц.сетях — бессмысленно рассказывать ребенку о вреде оных. Для того, чтобы ваш ребенок понимал, как с этим быть, нужно своим примером показывать ему, как пользоваться данными приспособлениями.
Если вы купили планшет и знаете, что ребенок давно видит в школе и во дворе эту штуку и только и ждал, когда он войдет в его квартиру, он будет искать любую возможность поиграть в него. Так давайте сделаем его игру не просто игрой, а семейным времяпрепровождением. То есть, играть всем вместе: и мама, и папа, и малыш. Пусть это станет совместным ритуалом, приятным и веселым отдыхом. И ребенок рад, и вы довольны. То же самое и с остальными устройствами.
Важно понимать: чем жестче табуирование, тем сильнее ребенок ищет возможности получить гаджет. И тогда вообще не имеет смысла говорить о пользе или вреде здоровью. Ведь если у ребенка есть сильная потребность, которую вы категорически отказываетесь удовлетворять — поверьте, он найдет способ удовлетворить ее.
Если мы рассматриваем формирование 4-х базовых функций сознания по К.Юнгу, то надо учитывать следующее.
Не существует абстрактного ребенка. Как минимум, надо говорить о четырех типах. А с учетом экстравернтной и интровертной установок — о восьми типах. Плюс о том, что тип человека, особенно ребенка, это динамическая система, подверженная внешним влияниям.
Если в очень грубом приближении, то от злоупотребления гаджетами страдает социализирующая функция чувств. Ребенок, у которого эта функция в подчиненном положении, просто отщепит ее радикально, и его межличностные контакты — дружба, доверие, любовь — подвергнутся серьезному искажению.
Пострадает и функция ощущений (восприятие органами чувств). Не краски мира, а красочный экран планшета, мир звуков из коробочки, тактильные ощущения от прикосновения к пластиковым поверхностям будут доминировать над прочими, не разовьется вкусовая чувствительность, т.к. еда у монитора потребляется неосознанно. Общая телесная неловкость, нечувствительность к сигналам тела. Много может быть вполне серьезных негативных последствий.
А вот, что касается функций мышления и интуиции — для детей, у которых эти функции в подчиненном или дополняющем положении, роль гаджетов может быть вполне благоприятной и стимулирующей развитие.
В общем, надо говорить не о влиянии гаджетов на развитие современных детей, а о данном конкретном ребенке и особенностях его психологической организации.
В первую очередь, не испытывайте чересчур большой родительской тревоги в отношении гаджетов. Способность родителей понять свои собственные чувства помогает ребенку лучше понимать себя, а в будущем строить взаимоотношения с другими людьми. Если вы умеете хорошо заботиться, имеете внутренние силы нормально общаться с ребенком, проблем скорее не будет, или вы сможете их корректно разрешить.
Многие современные дети, легко «справляются» с любыми гаджетами, и в этом много плюсов. Ребёнок хорошо адаптируется к ситуации, быстро понимает суть игры, разбирается в технике и использует это в социальной жизни, в школе, дома.
Из минусов — это глубокое погружение в компьютерный мир, уход от реальности и разного рода зависимости. Про легковосприимчивую детскую психику уже много написано, хочу добавить, что в любые времена через игру дети лучше обучаются и познают окружающий мир! И об этом нужно помнить нам, взрослым, и помогать детям в отборе приложений к разным гаджетам, корректировать игры и поведение своих детей, через игру! Брать всё лучшее, что дают гаджеты, и использовать на пользу и себе, и детям!
Многие родители школьников знают, что без гаджетов несколько домашних заданий не выполнить, например, подготовить реферат -значит, найти в Интернете и . Необходимость в использовании гаджетов детьми все же есть.
В современном обществе родители отправляют своих детей на различные секции, ребенок пробует, выбирает подходящее увлечение и развивает свои способности. И, конечно, родители для развития интеллектуальных способностей подберут для ребенка подходящий гаджет: электронная книга, ноутбук и др.
Использование мобильных телефонов сейчас необходимо как для взрослых, так для детей. Родители, беспокоясь за безопасность своего ребенка, обеспечивают его этим устройством, они знают, где их дети и чем занимаются. Но минусы мобильного телефона в том, что ребенок тратит много времени на игры и развлечения в своем телефоне.
К тому же, сейчас появляются модные тенденции, и дети уже следят за ними и не хотят упускать возможность получить себе новый мобильный телефон. Да, бывает такое, что ребенку стыдно ходить в школу со старым телефоном, он жалуется родителям, им ничего не остается, как приобрести, чтобы ребенок не расстраивался: «А вдруг над ним будут смеяться дети?» — думают родители. Есть и такие случаи, что взрослым приходится оформить кредит для покупки гаджета для своего ребенка. В этом и будут минусы пользования гаджетами детьми.
А как часто родители обращаются к психологу с запросом, что у ребенка мало друзей, он постоянно сидит в интернете, общается в социальных сетях или играет в компьютерные игры вместо того, чтобы прогуляться на свежем воздухе со своими приятелями или вовремя выполнить домашние задания.
Чрезмерное увлечение ребенка гаджетами может быть вызвано тем, что ребенок пытается подражать взрослым, если он видит, как мама часто разговаривает по телефону, а папа работает за компьютером. Малышу будет интересно осваивать роли взрослых, он будет прикладывать пульт от телевизора к уху, лишь бы быть похожим на родителей — вспомните детские игры, в которых ребенок воспроизводит поведение взрослых также и с гаджетами.
Постарайтесь при ребенке меньше разговаривать по телефону или пользоваться другими гаджетами, проводите больше времени вместе со своим ребенком!
Гаджеты — это влияние времени, и никуда нам от этого не уйти. Гаджеты, как нам всем известно, используют не только для игр. Для облегчения поиска информации, нужной ребенку, да и не только, мы используем современные технологические устройства.
Мы любим говорить: «вот в наше время мы…», но то было наше время. А сейчас обычные книги перевоплотились в электронные, поход в библиотеку можно заменить поиском электронной библиотеки и т. д. Просто нужно использовать все в меру, в первую очередь нужно начинать с себя, побольше уделять внимание своим детям, быть интересным собеседником в их понимании.
Люди устроены таким образом, что все новое и незнакомое нас, скорее, пугает. Когда мы были маленькие, пульт от телевизора — был мощной технологической новинкой, игра “Принц Персии” еще не появилась, а по телевизору показывали перестройку, вместо “Свинки Пеппы”. Наши дети растут в каком-то изменившимся мире, и это нас с одной стороны настораживает, а с другой сильно расслабляет: планшет отлично заменяет три ящика игрушек, и ребенок сидит тихо-тихо, если не считать этих звуков из игры: “Пиу-бамс!”
Исследований на тему влияния компьютеров и телевидения на детей пока что не очень много, зато есть масса мнений, колеблющихся между двумя полюсами: “Пусть торчит в компьютере. Все так делают и ничего!” и другое: “Гаджеты грозят страшными опасностями и разрушают мозг”. Имеет смысл рассмотреть возможные опасности и выяснить, стоит ли волноваться.
Что может быть проблемой?
1. Неподвижность ребенка
Редкие дети бегают по комнате во время просмотра мультфильма, обычно увлеченный малыш терпеливо сидит на одном месте, забыв о том, что ему нравится кататься на ледянке с дивана. Отсюда популярность планшетов в самолетах и в очередях в поликлинику. Но как только вы выходите из самолета, неподвижность перестает быть плюсом, от нее и в самом деле страдает детское развитие. Казалось бы, час просмотра погоды не сделает. Еще как сделает — уверены американские ученые. Они провели исследование с участием 11 тыс. детсадовцев, и ответственно заявили, дети, смотрящие ТВ хотя бы час в день, более склонны к полноте, чем их товарищи, которые проводят у монитора меньше часа.
2. Отсутствие сенсорных стимулов
Обычно мы радуемся развивающим игрушкам на планшете. Малыш бодро перетаскивает красные квадратики в одну сторону, а зеленые кружочки — в другую, рисует, возя пальчиком по стеклу, или делает прически виртуальным куколкам. Казалось бы, торжество логики и креатива. На деле гораздо ценнее для мозга было бы дать ребенку настоящий сортер, пупса со вздыбленными волосами и реальный деревянный карандаш с бумагой. Мозг ребенка нуждается в мультисенсорной среде, с богатством тактильных ощущений: пусть он рисует, но он чувствует структуру бумаги, слышит, как она шуршит, ощущает, что есть нажать на фломастер посильнее, можно продырявить бумагу и рисовать на полу. О том, что ребята, которые собирают “лего” преимущественно в планшете, много теряют в плане развития, аргументированно расуждает нейропсихиатр и доктор медицины Тео Компернолле в книге “Мозг освобожденный”.
3. Торможение в навыках
Уже упомянутый доктор Компернолле, настаивает, что серьезная проблема ребенка с гаджетами не том, что он делает, а в том, чего он не делает: не используют тонкую зрительно-моторную координацию, какая понадобилась бы, завязывай он в этот момент шнурки, не играет, не фантазирует, не учится говорить, выражать эмоции. О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитри Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать. Ребенок, который воспитан мигающими экранами, в способах выражения эмоций будет проигрывать приятелю, который проводил время в компании глухонемой няни.
4. Волевая недостаточность и творческое бездействие
Мультфильмы и забавная игра с прыгающими лягушками не требуют от ребенка никаких усилий по концентрации. Даже наоборот — стоит приложить усилие, чтобы оторваться от экрана. Почти все видеоприемы: громкие звуки, яркие краски, меняющиеся ракурсы, преувеличенные эмоции, — нацелены на удержание внимания. Мы невольно поворачиваем голову в сторону телеящика, и прилипаем к нему взглядом: так срабатывает ориентировочный рефлекс. Нам, родителям, конечно, не очень приятно, что отпрыск сидит привязанный каким-то непонятным рефлексом. Мы хотим, чтобы он занимался созидательным делом, играл, фантазировал, творил. Но и здесь могут быть сложности. Некоторые специалисты, такие, например, как немецкий ученый Райнер Пацлав, полагают, что нашпигованные готовыми образами мультфильмы, мешают малышам создавать свои собственные. Вместо синезубого чешуйчатого рукокрыла ребенок в сотый раз рисует вам Машу и медведя. Ребенку не хочется творить, спасибо, он уже насытился чужим творчеством.
5. Сомнительные эстетические образцы
Большинство родителей вынуждены жить в окружении дьявольских существ: плюшевых “ангри-бердсов”, семейки милых пони оттенка “розовый с вырви-глаз-блестками” и бессчетных копий человека-паука. Детская видеопродукция делается с таким расчетом, чтобы быть понятной, плоской и не в меру яркой, это замечал любой человек, который искал ребенку приложения в планшете. Чтобы обнаружить в куче мусорной продукции жемчужное зерно, нужно потратить уйму времени, а потом махнуть на все рукой и поставить признанный шедевр: “Аленький цветочек” 52 года, “Короля льва” или что-нибудь из Миядзяки.
Что делать?
Советы, которые помогут детям приручить технологии, нам помогла сформулировать психолог и педагог Ирина Беляева
- В отношения гаджетов и детей, важна и мера, и возраст ребенка. Есть рекомендованные нормы, ВОЗ, в частности, предлагает ребят до трех лет вообще не подпускать к экранам, с трех до семи лет — смотреть до получаса в день, а в младшем школьном возрасте не утыкаться в планшеты больше чем на 50 минут. Пусть для многих эти нормы окажутся не очень реальными, но все же к ним надо стремиться.
- До дошкольного возраста гаджеты лучше всего вообще убрать на верхнюю полку. Потом нужно ставить ограничения, контролировать их использование и договариваться о правилах. Порассуждайте с ребенком о том, что именно он делает в компьютере: использует его для саморазвития или бездумно следует за рекламой и развлечениями.
- Не всегда книга все, а компьютерная игра — ничего. Следите за контентом: он может быть разным, но всегда качественным.
- Поиграйте сами в игру ребенка, вникните, почитайте обзоры или обсудите на форуме, “почему паладины отхиливаются на фул хп”. Это сблизит вас с ребенком, вы поймете, что он в этом подземелье нашел, кроме волшебной мантии, а он в свою очередь перестанет смотреть на вас, как на не в меру бодрого динозавра.
- Учите детей мыслить последовательно и фокусировать внимание. Опасные покемоны не должны отвлекать малыша от сборки башенки из кубиков. Три горящих экрана в той же комнате, собьют с толку и помешают доделать верхнюю площадку для вертолета. Многозадачный режим — это никакой не плюс новой цивилизации, а всего лишь состояние рассеянного внимания, в котором домашнее задание по чтению, скорее всего, выполнить не получится.