Что малыш должен уметь в год


Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.


Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться…

Следит глазами за источником света (когда начинает видеть) Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать) Улыбается маме (первая улыбка малыша маме) Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку) Переворачиваться со спины на животик и обратно Тянет руки к игрушкам Сидеть (самостоятельно начинает сидеть) Агукает (когда начинает агукать и гулить)

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

Уверенно стоять без поддержки. Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить). Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать). Ползать по лестнице вверх и вниз. Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого. Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения. Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.


Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно). Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно). Составлять «башню» из кубиков. Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.). Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация). Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами. Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик. Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики. Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п. Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку. Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки). Узнавать всех близких и радоваться их приходу. Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа. Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека. Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку). Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать». Подражать мимике взрослого. Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого. Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы. Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.


Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами. Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п. Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова. Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками. Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок. Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой». Понимать слово «нельзя». Показывать по просьбе на называемые предметы в доме. Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо). Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья. Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки). Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками). Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем. Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство. Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Навыки по месяцам:

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.


Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

умеет следить глазками за перемещением объекта (или света); водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком; дарит близким первые улыбки; умеет держать голову в вертикальном положении; меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону; тянется за погремушкой; сидит; осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого; ползать по лестнице; забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели; детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.


Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек; может составить башенку из двух кубиков; умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку; осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки; играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки; может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать; играет со своей одеждой, шапочками, ботинками; берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку; умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным); катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился; пытается бросать и ловить мячик или другие предметы; умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно; копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам; играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем; Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки); Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми; Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы; В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже; Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>> В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами. Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении; Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры; Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам; Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках); Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

В какие игры можно поиграть с ребенком в этом возрасте, смотрите в видео:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме; умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.; знает, как его зовут, откликается на свое имя; пытается повторить новые слова; знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой; Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки; Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется; Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>> Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка? Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Читайте также:

Ребенок ходит на носочках: причины? Почему дети плохо спят? Ребенок плохо ест в год.

Подпишитесь и получите запись семинара 5 шагов, без которых не получится вырастить счастливого ребенка.

Введите свой email и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

Развитие ребенка по месяцам:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *