Продолжаем рубрику ответов на вопросы, и сегодня мы обсудим проблему нашей читательницы Ирины, а именно — как и чем можно занять годовалого ребенка? Сначала сам вопрос, а потом рассмотрим, что можно сделать в данной ситуации.
«Здравствуйте, Алена! Решила воспользоваться Вашим предложением по поводу вопроса психологу. Даю согласие на публикацию информации об имени, возрасте моем и ребенка, а так же городе проживания (Иркутск).
Мне 26 лет, сыночку моему, Ромчику, 1 год, 2 месяца. Еще кормлю грудью. Ребенок ооочень любознательный: постоянно требует показывать новые предметы (досконально изучает содержимое папиного ящика с инструментами, ящика с канцелярией, кухонные ящики и т.д.). Обязательным условием является наличие меня рядом. Если увлечется и у меня есть возможность отлучиться на минутку, приходит, берет меня за руку и ведет играть. Высыпает моими руками конструктор на пол, моими руками его собирает, моими руками перебирает инструменты и игрушки. То есть мы ПОСТОЯННО вместе. Проблема вот в чем: как женщина, вы меня понимаете, есть еще и уборка, и готовка, и муж……. у меня остается время на все это только во время его сна, дневного и ночного. Муж постоянно в командировках, его рабочий график 9 на 9 дней. Во время отдыха, еще подрабатывает. Приходит уставший и ему не до игры с ребенком, минут на 15 хватает, а потом сыну с ним становится скучно и он опять ведет меня играть. КАК МОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ХОТЯ БЫ НА ПАРУ ЧАСОВ В ДЕНЬ??? Меня морально уже не хватает… Помогите, пожалуйста! Заранее благодарна! Ирина»
Здравствуйте, Ирина! Конечно, я Вас понимаю, что есть и другие дела, помимо игр с ребенком. В этом возрасте, ребенок редко может играть долго один самостоятельно, ему нужно чье-то присутствие. Также, задача этого возраста не столько постоянно играть, сколько изучать окружающий мир, и предметы – взаимодействовать с ними, понимать, для чего они нужны, как ими пользоваться, что с ними делают взрослые, какие у них качества, насколько эти предметы прочные и так далее. Ребенок любит подражать родителям, пробовать делать то, что делают они. Конечно, если ребенок видит, что мама только играет (так как домашние дела Вы делаете во время сна ребенка), то он может решить, что самое важное и интересное – только играть! Но ведь наша жизнь не состоит только из игр в игрушки, ребенку необходимо видеть и принимать участие в нашей текущей жизни, в повседневных делах.
Секрет успевания для молодой мамы – это делать все домашние дела тогда, когда ребенок бодрствует, а во время его сна – отдыхать самой или заниматься чем-то для души, либо побыть с мужем наедине (либо поработать, если мама работает удаленно). И тогда ребенок видит, что у взрослых есть множество самых разных дел. И если у вас с ребенком все в порядке с привязанностью, он стремится Вам подражать, делать все, как Вы, то он захочет Вам помогать. Вы можете сами его привлекать к этой помощи — давать простые задания.
Если Вы идете на кухню, возьмите ребенка с собой. Моете посуду — ребенок сидит в детском стульчике со столиком и, например, рисует пальчиковыми красками. Вы можете в этот момент что-то рассказывать, разговаривать. Ребенок перепачкался красками — пошли в ванную, посадили в детскую ванночку купаться. Ребенок плещется рядом с Вами, а Вы в этот момент загружаете/разгружаете стиральную машинку, или развешиваете белье.
Также на кухне (и в комнатах) можно выделить для ребенка нижние полки, где будут лежать небьющиеся миски (в комнатах — игрушки или вещи, которые не жалко отдать малышу для игр), лучше разного размера, с которыми можно играть, вставлять их друг в друга, греметь Можно туда насыпать горох/фасоль/гречу и ребенок будет их перебирать, пересыпать — это очень полезно для мелкой моторики.
Во время готовки Вы также можете посадить ребенка рядом и дать небольшое задание. Главное — не ожидать идеального результата, так как в данном случае главное — процесс: ребенок занят и доволен. Вот например, Арсению 1 год 4 месяца, он помогает лепить пирожки и раскатывать тесто:
Также и с другими моментами в уборке. Вытираете пыль — дайте маленькую тряпочку и покажите полочку, которую надо протереть. Поливаете цветы — дайте маленькую лейку и пусть ребенок поливает цветы (под Вашим присмотром).
Очень важное условие: нельзя ребенка заставлять помогать, если он не хочет, сопротивляется. Таким образом мы только отобьем у него все желание помогать. Что делать в этом случае? Ребенка можно примотать в слинг и заниматься домашними делами вместе. Лично я не освоила слинг-шарф, но мы пользовались слингом с кольцами и эрго-рюкзачком. Это очень облегчало жизнь — ребенку было интересно смотреть, что я делаю, а я могла спокойно заниматься своими делами. На этой фотографии я с Арсением на улице, но дома мы ходили точно также, либо он был за спиной. В этом случае у Вас свободны руки, чтобы заниматься делами.
Давайте немного обобщим. Что нужно для того, чтобы успевать заниматься хозяйством, собой, мужем, другими делами:
- Принять решение делать все домашние дела (уборку, готовку) только тогда, когда ребенок бодрствует и «железно» этого правила придерживаться. Скорее всего, у Вас не получится сразу же перестроится, но постепенно Вы приноровитесь. Это самый важный пункт!
- Включить творческое мышление, чтобы придумывать ребенку разные занятия, пока Вы заняты, а ребенок рядом.
- Носить ребенка в слинге или эрго-рюкзачке и пока ребенок на Вас, ходить по дому, занимаясь домашними делами.
- Давать ребенку задания, просить помочь, но только если он готов и хочет. Не заставлять!
- Поощрять самостоятельные игры. В возрасте 1-1,5 года ребенок редко может долго играть самостоятельно, но если он играет, то отвлекать не стоит.
- Просить ребенка немного подождать. Сначала 1 минутку, а потом, по мере роста ребенка, он сможет ждать дольше, пока мама освободится. Например, Вы моете посуду, а ребенок пришел и зовет Вас играть. Можно сказать: «Сынок, подожди 1 минутку, я домою тарелку и тогда смогу пойти поиграть». Важно потом исполнить свое обещание. Чем меньше ребенок, тем меньше времени он может спокойно подождать
.
Это основные моменты. Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Старайтесь делать все дела ВМЕСТЕ с малышом, а не отдельно от него. Скорее всего, с первого раза не получится так делать, но постепенно, день за днем, Вы приноровитесь.
Я буду рада Вашим комментариям и идеям, чем занять годовалого малыша, пока мама хлопочет по хозяйству!
Алёна Николаева
Ребенок научился ходить
Научившись хорошо ползать, сделав первые шаги, годовалый ребенок получает свободу передвижений. И, конечно, лучше всех знает, куда ему отправляться. Бурно протестует, когда сталкивается с препятствиями: закрытыми дверями, заклеенными скотчем ящиками, запретами брать любые предметы и манипулировать ими.
Что сделает мудрая мама:
- Организует безопасное пространство.
- Предоставит свободу действий.
- Составит целый план о том, чем занять годовалого ребенка дома.
А иначе:
Недостаточная свобода в передвижениях затормозит развитие малыша. Следить за ребенком постоянно практически невозможно.
Ребенок берет чужие вещи
Малыш стремится играть с теми вещами, которые видит в руках взрослого: мамин мобильный телефон, папин ноутбук, дедушкины часы, бабушкины очки.
Что сделает мудрая мама:
- Подробно расскажет про каждую вещь в доме.
- Обучит правилам безопасности.
- Поддержит, чтобы ребенок всегда чувствовал, что ему доверяют.
А иначе:В понимании малыша мир взрослых останется для взрослых, а ему такому маленькому и неумелому нет туда дороги. Это приведет к различным комплексам в будущем.
Очень активный ребенок
Большинство детей — настоящие «фабрики» по производству энергии. Куда её девать?
Что сделает мудрая мама:
Всегда найдет, чем занять годовалого ребенка дома, чтобы обеспечить ему выход лишней энергии. И в этом помогут самые разнообразные игры.
Игры с мамой
- Взбиваем подушку.
Перед этим действом стоит убрать все бьющиеся предметы, а потом устроить семейную битву подушками. - Танцуем под музыку.
Годовалые детки просто обожают это делать. - Мнем глину.
Когда мама готовит пирог, она может дать малышу кусочек теста пусть мнет и лепит, сколько хочет. - Стучим-грохочем.
Пусть это будут крышки, кастрюли, тарелки, ложки. Всё, чем можно погреметь и постучать вместе с ребенком. - Забавляем-потешаем.
Добавим ярких позитивных эмоций в купание, одевание, умывание с помощью веселых потешек. Под такие песенки можно хлопать в ладоши, стучать ножками, качать головкой, шевелить пальчиками. - Танцуем пальчиками.
Пальчиковые игры позабавят малыша и благотворно повлияют на развитие.
Активные игры дома
- Если ещё не решиличем занять годовалого ребенка дома,попробуйте увлекательную игру льдинка. Найти в холодильнике кусочек льда не составит труда. Можно заранее приобрести необычные формочки для льда в виде звездочек и фигурок. Пусть ребенок изучит кусочек льда, потрогает, а, когда вдоволь наиграется, поставьте мисочку с теплой водой. Пусть бросает в неё лёд и снова достает. Во время игры важно объяснить крохе, что происходит и, что он чувствует. Разнообразьте игру цветным льдом собственного приготовления. Перед заморозкой добавьте сок или детское пюре яркого цвета. Малышу наверняка понравятся такие забавные цветные фигурки.
- Игра коврик. Понадобится мягкий коврик-пенка небольшого размера. Покажите ребенку как его сворачивать и разворачивать, ему будет интересно повторить это увлекательное действие.
- Игра резинка. Всё, что нужно — это канцелярские резинки и баночка, на которую малыш будет их надевать.
- Солнечный зайчик. Любимая всеми детками игра. Главное условие, чтобы за окошком солнышко светило. Берём зеркало и — вперёд!
- Волшебные фантики. Малышам очень нравится что-нибудь яркое и шелестящее. Вот оказывается чем занять годовалого ребенка дома — простыми фантиками от конфет. Их нужно разгладить, хорошо расправить края и подбросить вверх. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как фантик падает вниз. Затем можно привязать к обертке ниточку и попросить кроху поймать его.
- Строим башню. Здесь проявите фантазию и найдите в квартире то, из чего можно сделать башню. Это могут быть баночки от детского питания, коробочки от чая, детская обувь, крышки от банок, косметика.
Как научить играть самостоятельно
Самостоятельная игра начинается с удивления. Те вещи, которые для взрослого кажутся обычными, ребенка удивляют. Иногда, гадая, чем занять годовалого ребенка домавы обнаруживаете, что коробка из под йогурта займет малыша на целый час, а новая яркая игрушка будет интересна всего 5 минут.
Важно организовать хранение игрушек так, чтобы ребенок сам мог достать нужную игрушку. Удобней разложить их по разным маленьким коробкам, а не в один огромный мешок.
Планируйте каждый день, чем вы займете ребенка завтра. Сделайте заготовки для игр. В возрасте одного года малышу трудно самому выбрать себе игру, поэтому он требует постоянного участия мамы в процессе. Если вы делаете свои дела, всегда можно придумать, чем занять годовалого ребенка домаи организовать игры по дороге к себе. На пути малыша можно выстроить несколько комплексов из игрушек, которые заинтересуют и привлекут внимание, пока он будет ползти или идти к вам. Помните, главное не ограничивать свободу и фантазию в игре.