Методика монтессори в домашних условиях для детей


Методика Марии Монтессори заслуженно пользуется большой популярностью среди родителей. Подтверждение этому является большое количество специализированных садиков и школ. Если у мам и пап нет возможности отправить ребенка в такой детский сад, но есть желание воспитывать его с помощью монтессори-педагогики, можно организовать развивающую среду у себя дома. Сегодня мы расскажем, как лучше это сделать.

Подробная статья о методике Марии Монтессори — Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки


Оговоримся, что домашний монтессори-класс предназначен для детей от трех лет. Основные принципы и идеи классического метода Монтессори можно воплотить только с этого возраста. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!»

1. Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка); посуда; щетки, тазы, прищепки; баночки для перекладывания и переливания; наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд, и как ее сделать самому читаем тут):


2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

матрешки, пирамидки; саше (подушечки с ароматизированными наполнителями); бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету; отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.); цветной картон различный оттенков; шумовые баночки, наполненные крупой, солью; разные по объему бутылочки с крышками; волшебные мешочки с мелкими безделушками.

3. Математическая зона


Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

шероховатые цифры; деревянные или пластиковые счеты; дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями; счетные палочки; крупные бусинки или фишки; лото с цифрами.

4. Языковая зона

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

кассы букв и слогов; комплекты прописных и печатных букв; шероховатые буквы; детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»; ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы); карандаши; карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса


В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

географические карты; детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке; книги о природе; набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море); ракушки; фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.

Фото примеров комнат оборудованных по методике Монтессори:

Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты. Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото. Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы. Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку. Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом. Обязательно приобретите литературу для родителей, в которой подробно описаны конкретные упражнения по методике Монтессори: «Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома», «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей», книги из серии «Домашняя школа Монтессори».


Полезная книга вам в помощь — 60 занятий с ребенком по методике Монтессори

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!

Читаем о других популярных методиках воспитания детей — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/10-naibolee-effektivnyih-metodik-vospitaniya-detey.html

Основные моменты и материалы

Методика Монтессори для детей 1 3 в домашних условиях – это набирающая с каждым днем популярность система занятий, которая основывается на принципе обучении ребенка все делать самому. Для того чтобы обучать малыша необходим специальный класс с материалами. Но если вам хочется заниматься с крохой самостоятельно, то оборудовать Монтессори-класс можно и у себя дома.

Правильно организовать пространство для занятий можно следующим образом:

Вся мебель, которой пользуется кроха, должна подходить ему по размерам и росту – детские стульчики и столики, низкие полочки и т.д.Для игр на полу постелите коврик, который легко чистить и мыть. Помните, что зимой кроха не должна замерзать на нем.Все вещи, которые используются в методике, должны находиться в зоне доступа ребенка.Средства гигиены, материалы для уборки, посуда и прочее должны быть у крошки своими.

Важно! Если вы научитесь поощрять детское желание помочь вам, ребенок будет расти инициативным и самостоятельным. Позволяйте малютке делать что-то самостоятельно, даже в том случае, если вам придется переделывать за ним.

Чтобы занятия проходили легко и плодотворно, выучите с крохой главные правила методики Монтессори:

Приучайте ребенка к порядку. Он должен класть вещи на место после использования.Не торопите ребенка, если он плохо усваивает программу, объясните ему еще раз.Научите кроху доводить дело до конца. Она не должна прятать учебный материал до тех пор, пока не закончит работать с ним.

Создаем среду для занятий дома

Для того чтобы заниматься по методике Монтессори в домашних условиях вам необходимо подготовить дидактические материалы и организовать домашнее пространство. Все материалы должны быть изготовлены из естественных материалов, а импровизированный класс необходимо разбить на зоны. Методика подразумевает наличие следующих зон:

Реальной жизни. Здесь кроха должен научиться одеваться без вашей помощи, мыть посуду, перемешивать продукты, чистить фрукты или овощи, вырезать из бумаги, раскрашивать картинки и т.д. Эти занятия развивают мелкую моторику и учат концентрации внимания.Сенсорного развития. Детки изучают окружающий мир: цвета, размеры, формы. Эти занятия помогают понять, что каждый предмет имеет свой размер, цвет и форму.естественно-научная. В этой зоне умник может изучать иностранный язык, математику, географию и прочие науки. Занятия формируют представление о математических законах окружающего мира, дают крохе новые знания.Двигательной активности. Так как крошка не может целый день прилежно учиться, ей необходимо выплеснуть энергию. Такая зона отлично подойдет для этих целей. Проследите, чтобы поблизости не было хрупких предметов, которые ребенок может повредить.

Малыш сам вправе выбирать зону по настроению и желанию. Если к вам в гости приходят другие детки, они могут вместе заняться любым делом. Методика не подразумевает определенного темпа работы – ребенок сам выбирает, когда и что ему делать. Родители, которые выступают в роли учителя, не должны давать задания и контролировать их выполнение. Они помогают деткам в том случае, если они требуют помощи. Потому эта методика не вызывает скуки у деток.

Для того чтобы малыши росли самостоятельными, доверяйте им несложную работу. Наверняка у вас есть комнатные растения или домашние животные. Дайте поводок от собаки крошке в следующий раз, когда будете на прогулке, или разрешите ей поливать цветы.

Поскольку вы не в силах обеспечить ребенку настоящий Монтессори-класс, позаботьтесь о том, чтобы правильно использовать материалы, которые есть в наличии.

Когда малыш занимается в домашнем Монтессори-классе, дайте ему возможность делать открытия самому.

Проявляйте терпение. Если у крохи что-то не получается сразу, не спешите решить задачу вместо нее. Основная роль родителя, по мнению Монтессори, – наблюдатель. Также не навязывайте ребенку материалы для работы и не устанавливайте продолжительность занятий. Дайте ему самому решить, сколько времени он готов потратить на то или иное действие.

Самое главное – не превращайте упражнения в рутину. Если у вас или у малыша нет настроения, займитесь своими делами, а занятия отложите до следующего случая. Вы должны получать удовольствие от методики, а не раздражение.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Развиваемся вмесе

Упражнения и игры дома по методике Монтессори

Методика Монтессори для детей 0 1 в домашних условиях подразумевает выполнение определенных упражнений. Вот некоторые из них.

Пересыпание риса

Данное упражнение предназначено для крошек в возрасте от двух до пяти лет. Развивает аккуратность, помогает обрести уверенность в собственных возможностях.

Возьмите поднос, стакан и наполовину наполненный рисом кувшин. Покажите малышу, как вы пересыпаете рис в стакан, объясните ему, что когда рис наполняет стакан до предела, необходимо остановиться. Как только у ребенка начнет получаться, повторите трюк с водой. Не кричите на кроху, если она разливает жидкость, подготовьте на этот случай тряпку.

Чистка обуви

Упражнение для деток от трех до пяти лет учит малыша заботиться о себе, развивает сноровку.

Возьмите газету и пару чистых ботинок. Покажите чаду, как вы чистите, а потом покрываете кремом обувь. Дайте малышу попробовать свои силы в этом деле.

Найди крышечку

Занятие для детей от двух до четырех лет. Развивает зрительную и моторную координацию.

Возьмите несколько бутылок или банок, открутите с них крышки и сложите их в отдельный контейнер. Расставьте емкости на столе перед малышом и выложите крышки. Дайте возможность чаду правильно подобрать подходящие крышки для каждой бутылки или банки.

Важно! Постарайтесь найти крохе пластиковые емкости. Если она нечаянно уронит стеклянную тару, то вы и ребенок можете пораниться.

Волшебная коробочка

Упражнение подходит для деток от двух с половиной до пяти лет. Оно помогает развить тактильные ощущения.
Возьмите коробочку, в которую заранее положите несколько парных отрезов ткани разной текстуры. Дайте малышу пощупать каждый кусочек, попросите его описать свои ощущения. Завяжите глаза крохе повязкой и попросите кроху найти пару к предложенному вами клочку ткани.

Волшебный мешочек

Упражнение для детей от трех до пяти лет, помогает развить тактильные ощущения.

Возьмите мешочек, который заполните предметами, знакомыми для малыша. Завяжите глаза крошке, попросите ее вытащить из мешочка предмет и определить его на ощупь. По желанию вы можете усложнить упражнение. Например, попросить ребенка достать предмет на букву «С» (свисток). Он должен с закрытыми глазами найти рукой в мешочке необходимый предмет.

Методика Монтессори – это отличная возможность научить малыша самостоятельности, а также развить его творческие способности. Если вы не будете указывать крохе, что ей делать, а дадите ей возможность заняться тем, чем заблагорассудиться, вы узнаете, к каким увлечениям тяготеет ваш ребенок.

Оценить:

голосов, оценка:

из 5)

Воспитание гармоничной личности начинается в раннем детстве — об этом слышали все. Но в связи с этим у родителей возникает самая большая проблема из всех существующих — проблема выбора. И для начала она касается методики обучения малыша. Несмотря на наличие достаточного количества разных приёмов и рекомендаций, наибольшей популярностью пользуются только некоторые из них. В частности, система раннего обучения по Марии Монтессори, которую можно воплотить в домашних условиях.

Суть методики Марии Монтессори

Мария Монтессори — врач, педагог, учёный и автор известной методики обучения детей. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом и работала с умственно отсталыми детьми. Разработанная ею в самом начале ХХ века программа основывалась на идее самовоспитания ребёнка. И каково же было удивление её коллег, когда обучающиеся по её методике ребята с задержкой развития заняли первые места в предметных олимпиадах всего через год после начала занятий, показав более глубокие знания, чем их полноценные сверстники.

Основа подхода Монтессори — ребёнок, познавая мир, должен быть счастлив

После такого успеха Монтессори заслужила мировое признание, а её систему начали применять и для обучения обычных детей.

Внедряя в жизнь метод Марии Монтессори, взрослым нужно понять, что малышу интересно, создать условия для наиболее полного развития и объяснить, каким образом карапуз может узнать больше. Занятия проводятся в специальных зонах (об их комплектации расскажем чуть позже), развивающих те или иные интеллектуально-эмоциональные составляющие личности.

Это интересно! Члены британской королевской семьи Генри и Уильям обучались по методике Монтессори. Также среди выдающихся «выпускников» системы: писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель поисковой системы Google Сергей Брин, идеолог концепции вики, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс, а также основатель интернет-компании Amazon.com и владелец издательства The Washington Post Джефф Безос.

Составляющие и принципы системы

Мария Монтессори разработала 12 основных принципов, на которых основана вся система её обучения.

Детей учит то, что их окружает. Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать. Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться. Если с ребёнком честны — он учится справедливости. Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким. Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить. Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Воспитание по Монтессори предполагает занятия с детьми с рождения и вплоть до школьного возраста. Оно опирается на три основных составляющих.

Составляющие программы Монтессори — таблица Сравнение с другими методиками развития: Зайцева, Никитиных, Домана, Лупан

Как уже отмечалось, в наши дни существует довольно много систем раннего обучения малышей. Их различия в основном касаются:

необходимого материала; места для занятий; роли взрослого. Сравнение методик — таблица Достоинства и недостатки системы

Преимуществами методики Монтессори педагоги-практики и родители с опытом называют:

самостоятельное развитие малыша (без руководства взрослого, а под его наблюдением); индивидуальный темп личностного роста карапуза (все возрастные рамки для тех или иных видов активности даются приблизительно); удобство формы (вам не придётся выделять специальное время для занятий, работа по системе — это и есть повседневная жизнь); формирование у малыша таких важных качеств, как самодисциплина, организованность, рациональность и т. д.

Для воплощения методики в жизнь совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и материалы

К просчётам в методике Монтессори можно отнести:

недостаточное внимание к развитию творческой и эмоциональной составляющим личности, перегиб в сторону интеллекта, аналитического, логического мышления; отсутствие сюжетно-ролевых игр, так как они, по мнению автора системы развития, отвлекают ребёнка; упущение, связанное с соответствием задач темпераменту малыша (например, если ребёнок тихий, спокойный, то есть флегматик, то он не будет просить помощи у мамы, тем самым начнёт замыкаться в своих комплексах, вывести из которых не так-то просто); несоответствие атмосферы, царящей дома в процессе работы по системе Монтессори, и традиционной школьной. Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Весь процесс обучения построен на взаимодействии ребёнка с обучающим материалом. В его роли могут выступать самые разные предметы: специально приобретённые или сделанные игрушки, карточки, предметы домашнего обихода (баночки, щёточки, крышечки, лоскуты ткани и так далее), книги, геометрические фигуры, объёмные буквы и цифры, краски, пластилин и прочее.

Важным компонентом занятий по системе Монтесори являются музыкальные приветствия. Они позволяют к каждой фразе придумать несложные действия, которые малышу легко и интересно повторять. Это даёт возможность размять ручки и ножки, развивать память, внимательность и наблюдательность.

Материал для обучения несложно сделать самому

Методика Монтессори доступна для воплощения в домашних условиях. Весь необходимый игровой материал можно купить или сделать самостоятельно. А детские песенки легко найти и скачать в интернете. От родителей требуются лишь целеустремлённость и желание помочь своему чаду. И даже если в семье два ребёнка разного возраста, они могут выполнять разные упражнения, но из одной игровой зоны, при этом старший помогает младшему.

Как построить занятия дома?

Чтобы воплотить в жизнь подход Марии Монтессори, родители должны начать с создания подходящей атмосферы, то есть зонирования пространства. Эти зоны заполняются подходящим дидактическим материалом и помогают взрослым поддерживать порядок, а детям хорошо ориентироваться в «игрушках». Кстати, на основе зонирования по Монтессори построена работа в большинстве школ раннего интеллектуального развития ребёнка.

Зона практики. Здесь дети получают элементарные бытовые навыки. В разном возрасте сюда помещают щётки, совки для подметания полов (для годовалого помощника), различные шнуровки, пуговицы для развития моторики (для двухлеток), наборы для чистки обуви, стирки или даже полировки (для детишек старше 3 лет). Зона восприятия. Все её элементы отличаются формой, цветом, весом и размерами (бутылочки, баночки, кружки, крышки). В этом уголке ребёнок тренирует моторику, тактильные ощущения, а также память и все виды внимания. Зона математики. Все предметы тут связаны с математикой и призваны совершенствовать навыки абстрактного мышления, а также воспитывать терпение и усидчивость. Материалам могут служить наборы счётных палочек, наборы объёмных геометрических фигур и т. д. Зона языка — всё, что нужно для обучения чтению и письму. Объёмные буквы, кубики, прописи, азбуки. Зона космоса знакомит с окружающим миром, а именно с загадками природы, явлениями погоды, культурой разных стран мира. В качестве материала можно использовать фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.

Эти 5 зон на самом деле свободно располагаются в одной небольшой комнате. Главное, чтобы всё их содержание было упорядочено и доступно для ребёнка.

Для получения нужного результата взрослые должны грамотно организовать пространство, окружающее малыша

«Уроки» по системе Монтессори нельзя вписать в конкретные временные рамки: малыш должен заниматься тогда, когда у него есть желание. Например, после обеда в субботу вы начинаете уборку в квартире. Карапуз в это время идёт в свой уголок практики и, взяв щётку, помогает вам. Вот и методика в действии!

Ребёнок должен чувствовать свою причастность ко всему, что делают взрослые

Многие родители задаются вопросом: как часто нужно менять вид деятельности? Методисты не отвечают на него однозначно. Всё дело в том, что каждый ребёнок индивидуален, то есть мамы и папы чувствуют, когда карапузу надоело заниматься, например, с шумовым мешочком и пора переходить к работе с кубиками. Только важное условие: начинать новую работу можно только после того, как закончена предыдущая и весь инвентарь водворён на место. Нужно учитывать и тот момент, что для некоторых видов деятельности малышу нужен компаньон, к примеру, для игры в лото. Так что принцип невмешательства родителя не касается совместных игр.

Задача взрослого — не помогать, а наблюдать за тем, что делают дети с тем или иным материалом

Занятия по этой развивающей методике не предполагают каких-то специальных игрушек или пособий. Принципы Марии Монтессори касаются в большей степени организационных моментов, а не содержательных. Тем не менее есть много вариантов создания обучающего инвентаря своими руками. Он различается не только по способу изготовления, но и по возрасту, в котором целесообразно его использовать.

Занятия с малышами до 1 года

Принцип выбора игрушек для карапузов в этом возрасте — чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. В общем, подойдёт всё, что:

шуршит; шумит; видоизменяется.

Для игры используют:

наполненные мешочки для тренировки зрения и тактильных ощущений (для них берём ткань разной фактуры, гладкую или с рисунком, а для наполнителя — крупы, фасоль, пенопласт, маленькие камушки); непустые плотно закрытые флаконы, коробочки и баночки для тренировки слуховых ощущений (в них насыпаем песок, гранулы, гальку и т. д.); бусины, фасоль, макароны — только под присмотром взрослых!

В процессе игры ребёнку должно быть удобно, это касается, прежде всего, одежды, позы и места

Малышу до года интересны свойства предметов, а вот результат не имеет особого значения, поэтому и игры заключаются в:

протягивании предмета карапузу (для тренировки пальцевого захвата); назывании того, что в руках (для развития памяти); перекладывании из одной руки малыша в другую.

Эти действия могут сопровождаться детскими песнями или стихами (как в исполнении родителей, так и в аудиозаписи).

Развивающие монтессори-игрушки своими руками для детей до 1 года — видео

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

На этом этапе мы не только тренируем моторику пальцев, но и продолжаем развивать сенсорное восприятие, а также даём элементарные представления о порядке.

Материалы и содержание игр

Начиная с 1 года малыш уже может концентрировать своё внимание, активно подражает взрослым и сверстникам, понимает, что какие-то его действия приводят к тому или иному результату. Начинается возраст, когда ребёнку необходимо давать возможность оставаться одному. Но только при условии абсолютной безопасности игрушек, с которыми он играет. Вот несколько полезных игр.

«Секретный сундучок». В большую коробку складываем ненужные флаконы, баночки, коробочки. Важное условие: все они должны закрываться крышками. В каждый предмет положите что-то мелкое (от фасоли до игрушек из «Киндер-сюрприза»). Раскручивая эти ёмкости, ребёнок не только удовлетворит любопытство, но и активно будет развивать мелкую моторику пальчиков. «Кормилец». Берём пластиковую игрушку (желательно старую, чтоб было не жалко), прорезаем ей рот и предлагаем карапузу покормить тренажёр фасолью, горохом, или бусинами. За счёт того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, малыш будет тренировать моторику, глазомер и терпение. «Волшебный тазик» или любимая игрушка для ребёнка 9–15 месяцев. В относительно глубокую и широкую миску ли таз насыпаем крупы, макароны. Небольшие предметы (каштаны, ракушки, игрушки) «закапываем» в этом содержимом. Задача крохи найти спрятанное. Родители сперва показывают сами, а потом уже позволяют ему играть самому, но под присмотром.

Кстати, от этой игрушки не стоит отказываться и в более взрослом возрасте: достаточно усложнить задание, например, отыскать все красные предметы или все синие.

«Пересыпака» (игра с крупами) точно увлечёт малыша. Из одной мисочки карапуз должен пересыпать ложкой содержимое в другую. Если есть детская мельница, то засыпание крупы станет ещё занимательнее. «Пополняем копилку». Берём копилку или банку, сделав в ней прорезь чуть меньше размера монеток или шариков, желудей и т. д. Карапуз должен приложить усилия, чтобы просунуть предмет в баночку. Для усложнения делаем несколько прорезей под разными углами. «Портной». Детки в 1,5 года обычно довольно быстро учатся резать ножницами. Правда, показывать им нужно на обеих руках — так они быстрее понимают принцип. Игра может быть такой: взрослый держит полосочку бумаги, а карапуз разрезает её. Детишек очень увлекает процесс деления на части неделимого целого. Разнообразить занятие можно двумя кусочками ткани, на одной части которой пуговицы разного размера и фактуры, а на другой — петли, также различающиеся по размеру. Малыши с удовольствием расстёгивают-застёгивают такие тренажёры. «Лепка». В этом возрасте ребёнка пора знакомить с пластилином: крутить шарики, скатывать колбаски. Что касается непосредственно создания фигурок, то их обязательно нужно лепить с образца (например, картинок, игрушек, чтобы маленький ученик видел конечный результат), украшая и дополняя подручными средствами (спичками, листиками, желудями и другим). «Водяной». На широком подносе выставляем разные ёмкости. Малыш должен переливать жидкость из одной в другую, можно через воронку. Также можно окунать в воду небольшие кусочки губки для мытья посуды, а затем отжимать их, доставать «со дна морского» камешки, ракушки или бусины. «Художник». Распечатываем шаблон рисунка, готовим клей и кусочки цветной бумаги. Намазывайте клеем участки, куда нужно определить тот или иной кусочек цветной отделки. Сперва покажите сами, а затем пусть попробует ребёнок.

Занятия по Монтессори направлены в том числе и на развитие усидчивости

Существуют также известные монтессори-игрушки для развития малыша. В этом возрасте подойдут шнуровки (например, в виде ботинка из картона с дырочками для продевания шнурка или сапожка на молнии), «Красная штанга» для создания представления о величине, «Розовая башня» для понимания сути «большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький» и «Коричневая лестница», чтобы малыш понял, что значит «тонкий», «толстый», «самый тонкий», «самый толстый».

Деревянные монтессори-игрушки для развития малыша — фотогалерея С помощью Розовой башни ребёнок быстро усвоит понятия «большой» и «маленький» С помощью Красной штанги ребёнок быстро усвоит понятия «длинный» и «короткий» С помощью Коричневой лестницы ребёнок быстро усвоит понятия «толстый» и «тонкий» Шнуровка хорошо развивает мелкую моторику рук ребёнка Игротека для ребёнка от 2 до 3 лет

Роль взрослого всё больше и больше переходит в наблюдательную позицию. В этом возрасте дети уже понимают, что для достижения какого-то результата нужно чему-то научиться. Этот процесс их неимоверно захватывает.

«Конструктор». Только не покупной «лего». Используйте камушки, кусочки ткани, солому, верёвочки, брусочки из дерева, ракушки. Задача взрослого: предоставить материалы в распоряжение малыша и… наблюдать. А карапуз сам найдёт способ их скомбинировать. «Пазлы». Берём старые открытки и разрезаем на 2, 3, 4 (в зависимости от возраста) части. Показываем, как можно сложить картинку. Дети с удовольствием подхватывают это занятие. «Сортировщик». Постепенно приучайте малыша, что, например, шнурочки для связывания картинок лежат в синей коробке, а фасоль для кормления животных — в красной. Так ребёнок будет привыкать группировать предметы по цвету, размеру, способу действия, количеству и т. д.

Можно привлекать деревянные игрушки: «Геометрические фигуры», «Коробка с веретёнами» (коробочка, разделённая на секции для заполнения деревянными палочками, применяется для обучения счёту).

Игры для ребёнка 2–3 лет — фотогалерея Геометрические фигуры развивают логические навыки Пазлы помогают малышу пространственно мыслить Коробка с веретёнами помогает в обучении счёту Совместные занятия родителей и детей от 1 года до 3 лет по системе Монтессори — видео

Метод Монтессори для обучения детей от 3 до 6 лет

Работа в этом возрасте по форме отличается от предыдущих этапов, делая ребёнка полноправным членом семьи, который выполняет те же обязанности и имеет такие же права, как и другие родственники.

После 3 лет интерес к практической стороне жизни у вашего чада уже не столь велик. Зато в этот период можно развивать усидчивость и усложнять усвоенные ранее навыки, такие как:

уход за собой (не просто почистить зубы, а помыть и убрать щётку, участвовать в приготовлении завтрака, мыть посуду, если не всю, то хотя бы чашку); уборка в доме (к подметанию можно добавлять мытьё полов, вытирание пыли); чистка коврика за домашним питомцем и уход за комнатными растениями.

Интерес к упражнениям на развитие сенсорного восприятия у детей в 4–5 лет снижается. Однако в этом возрасте малыши с удовольствием играют с кинетическим песком (обычный песок можно окрасить раствором с пищевым красителем). Занятия могут включать:

смешивание разных оттенков; создание рисунков на стекле; выстраивание песочных зданий, сравнение их по размеру и цвету и т. д.

Вместо шумовых мешочков к работе можно подключать настоящие музыкальные инструменты (чем разнообразнее, тем лучше, если, конечно, у родителей нервы крепкие).

Также пришло время показывать малышу, как можно концентрироваться на каком-то одном качестве предмета. Например, понюхайте мандарин, закрыв глаза, то есть сделайте основными источниками восприятия обоняние и осязание, исключив зрение. Постепенно кроха научится сосредотачиваться на 1–2 свойствах, разделяя их на важные и второстепенные.

В 4–5 лет малыш начинает проявлять особый интерес к письму. В качестве упражнений для тренировки этого навыка можно использовать:

печатные штриховки; письмо на манке или песке пальцем; написание букв мелом на доске; составление слов из букв на кубиках или магнитах; освоение прописей.

Важный этап речевого развития — обучение чтению. Методика предполагает:

игры на идентификацию звука (например, угадай, о чём речь: это что-то, что находится в комнате и начинается на «С»); шкатулка с мелкими предметами, которые подписаны (важный момент: буквы в словах должны читаться так же, как они пишутся); занятия с карточками, на которых написаны слова-названия предметов окружающего мира, где названия букв по произношению совпадает с написанием; чтение самодельных или покупных книжек с большими картинками и 1–2 сопроводительными предложениями.

А вот интерес к математике в 4 года, наоборот, существенно повышается. Упражнения по системе Монтессори предполагают использование материалов из сенсорного блока. Нужно направлять работу на совмещение зрительного образа цифры с названием. Например, если нужно добиться от карапуза запоминания, что 2+2=4, то имеет смысл предложить совместить нужное количество бусин, монеток с цифрой, написанной на карточке.

Начиная с 5–6 лет, малыш хочет детально узнать, как выглядит окружающий его мир. Так что играйте в лото, где фишками являются картинки с представителями флоры и фауны, читайте занимательные факты о животных, странах и народах.

Давайте ребёнку рисовать, причём не нужно вмешиваться в процесс. А также создавать аппликации, делать гербарии. К работе можно подключать пластилин, полимерную глину. Главное, чтобы юному творцу понравилось выполнять различные манипуляции с материалом для творчества.

Творческое развитие в 3–6 лет — фотогалерея Магнитные буквы помогут выучить алфавит Рисование пальцем на песке поможет и дальше развивать тактильные ощущения Рисование на доске пробудит интерес ребёнка к письму Совместное чтение научит малыша любить книги С 4 лет возрастает интерес к цифрам, что расширяет возможности для игр Дети в процессе игры сами комбинируют разные материалы для игр Видео: примеры занятий с детьми от 3 до 6 лет по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер. Ребёнка не нужно заставлять что-то делать: стоит только увидеть, чем он занимается, и направить энергию в нужное русло. А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий ничуть не хуже, чем в специализированных группах развивающих школ. Главное, чтобы родителям было интересно — тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.

Об автореСтать автором

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Подробнее


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *