О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.
1. Запрет разговоров о деньгах
Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.
2. Отсутствие карманных денег
Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.
Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам —
3. Постоянное контролирование
Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.
4. Полное отсутствие контроля
Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.
5. Денежное вознаграждение за достижения
Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.
6. Оплата помощи по дому
Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.
7. Измерение всего деньгами
Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.
8. Отбирание заработка
Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.
Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка —
9. Выбор профессии по зарплате
Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.
10. Манипуляция деньгами
Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.
Читаем далее:
12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/12-pravil-vyidachi-detyam-karmannyih-deneg-lichnyiy-opyit-plyus-video-konsultatsii-spetsialistov.html
Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги? —
Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой
Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?
Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:
Советы психолога Елены Громовой
Вы помните, в каком возрасте у вас появились ваши первые карманные деньги? Скорее всего, как и большинства детей – в 9 – 10 лет. Однако время не стоит на месте, и современные дети взрослеют гораздо раньше, чем их мамы и папы в свое время. Вопрос карманных денег на сегодняшний день является самым обсуждаемым как среди родителей, так и среди детских психологов и педагогов. Горячие дебаты о том, нужны детям деньги, и в каком возрасте их необходимо начинать давать, не утихают практически никогда.
Конечно же, финансовое воспитание ребенка является крайне важным этапом в развитии ребенка и становлении его как личности. Ведь психологами давно подмечена одна интересная особенность — активно участвующий в финансовой жизни семьи ребенок и во взрослой жизни эффективно распоряжается деньгами и, что немаловажно, умеет их зарабатывать. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Тема статьи — ошибки родителей: дети и карманные деньги. Наверняка даже опытные родители смогут найти в ней что-то новое и интересное.
Разные стороны одной и той же монеты
Итак, первый вопрос, волнующий всех родителей без исключения – в каком возрасте ребенка стоит познакомить с деньгами? Одна сторона педагогов и детских психологов советует начать заниматься процессом финансового воспитания ребенка сразу же после того, как ребенок впервые заметил и проявил интерес к деньгам – совершенно не важно, к бумажным или же к монеткам. Как правило, первый интерес к деньгам у ребенка появляется примерно в четырех – пятилетнем возрасте.
Не отмахивайтесь от ребенка – объясните ему, для чего нужны деньги, и откуда они берутся у вас в кошельке. Если ваш малыш попросит деньги для того, чтобы купить себе конфетку, постарайтесь не отказывать ему, если, конечно, это не последние деньги в доме – ведь ситуации бывают самые разные. Однако, само собой разумеется, что деньги необходимо давать ребенку не всегда, когда он просит.
И уж тем более ни в коем случае нельзя давать ребенку деньги в том случае, если он плачет и истерит – таким образом, вы даете ему понять, что криком и слезами он может добиться всего, что угодно. Поверьте, очень скоро вы пожалеете, что в свое время пошли на поводу у ребенка, так как крик станет его главным аргументом.
Гораздо разумнее спокойно, но твердо сказать ребенку о том, что в данный момент вы не можете купить ему ту или иную вещь. Однако просто отказывать также не очень хорошо – лучше объясните ребенку, почему вы не купите желаемое именно сейчас. Скажите ребенку, например, что сегодня у вас денег нет, но как только они появятся, вы обязательно купите ребенку именно то, что он хочет. И обязательно сдержите свое обещание – в противном случае ребенок перестанет доверять вам, и восстановить это утраченное доверие будет очень и очень непросто.
Кстати говоря, очень важной новой ступенькой нового этапа развития ребенка психологи считают тот момент, когда ребенок вместо слова «хочу» произносит слово «купи». Данная веха очень важна, и родители должны помочь ребенку освоить такие понятия, как «цена», «стоимость», «сдача». Проще всего это сделать, играя с ребенком в «магазин» — именно в процессе игры ребенок и получает первые финансовые навыки.
Выше мы рассмотрели одну точку зрения психологов. С другой же стороны, некоторые детские психологи утверждают, что в столь юном возрасте ребенку еще совершенно не обязательно иметь представление о том, что такое деньги. Более того, бытует мнение, что деньги начисто лишают ребенка детства.
Сторонники подобного воспитания предпочитают не давать детям деньги практически вплоть до подросткового возраста. Однако подобная тактика поведения весьма сомнительна – согласитесь, подобному ребенку будет крайне тяжело адаптироваться в современном мире, если он до 13 – 14 лет не держал денег в руках.
И, кроме того, очень высока вероятность возникновения такой непростой проблемы, как детское воровство. А вероятность этого явления крайне высока. По мере того, как ваш ребенок будет расти, его потребности также будут пропорционально возрастать. И в том числе у него появится потребность в деньгах – ведь он будет видеть деньги у сверстников, которые могут позволить себе купить что – либо: ручку, сладость, журнал.
И вполне естественно, что у того ребенка, которому родители денег не дают, будет испытывать чувство зависти и желание иметь собственные деньги. Да и дети – достаточно жестокие существа, как правило, подобного ребенка безжалостно дразнят и высмеивают. Согласитесь, все эти факторы весьма способствуют воровству. А ведь, как известно, практически все проблемы берут свое начало именно в детстве.
Первые карманные деньги
Итак, вы приняли решение, что карманным деньгам для вашего ребенка все же быть. Но как правильно реализовать данную идею на практике? Ведь, как мы уже выяснили, карманные деньги являются неотъемлемой частью финансового воспитания любого ребенка. А ведь воспитание требует от родителей массу времени, сил и, самое главное, понимания потребностей ребенка и мудрости. В противном случае можно только навредить ребенку.
Первое, что необходимо сделать родителям, это понять, для чего именно они будут давать ребенку карманные деньги. В идеале, ребенок должен получать их для того, чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать бюджет, сопоставлять доходы и расходы еще до того, как вступит во взрослую самостоятельную жизнь. И это очень важный навык, ведь пока ребенок маленький, вы всегда будете рядом с ним и сможете повлиять на его бюджет, где-то его скорректировать, где-то указать малышу на его ошибки.
Кроме того, именно карманные деньги зачастую учат ребенка тому, что получить желаемое не всегда возможно – иногда необходимо подождать, и, возможно, отказаться от чего — то не столь желанного. Речь идет о первых детских накоплениях. Как правило, ребенку достаточно хотя бы один раз в жизни начать собирать деньги на что-либо, чтобы все истерики, которые он мог периодически закатывать родителям, сошли на нет.
Однако ни в коем случае не заставляйте ребенка копить деньги на предметы первой необходимости – одежду, какие – либо продукты питания, канцелярские товары. Помните о том, что все это вы обязаны покупать ребенку независимо от того, даете вы ему карманные деньги, или нет. Ребенок может собирать деньги только на какую – нибудь очень понравившуюся ему вещь, не являющуюся предметом первой необходимости.
Ну и, само собой разумеется, карманные деньги дают ребенку определенную долю уверенности в себе. Во-первых, он ничем не будет отличаться от своих сверстников, которые, в большинстве своем, также имеют карманные деньги. И, во-вторых, у него появится ощущение того, что он – практический взрослый. А, как правило, вместе с этим ощущением к ребенку приходит и чувство ответственности, что также является немаловажным положительным фактором.
Итак, в каком же возрасте имеет смысл выдавать ребенку первые карманные деньги? Как правило, примерно в первом классе – когда ребенок начинает посещать школьную столовую. Несмотря на тот факт, что практически во всех школах питание детей организованно и его оплачивают родители, практически все детки что-то покупают в буфете – булочки, шоколадки, сок. Да и по дороге домой около различных киосков нередко можно увидеть веселые стайки первоклашек, покупающих наклейки и прочие мелочи.
И если вопросом, когда именно необходимо начинать давать ребенку карманные деньги, все более ли менее ясно, то вот с тем, сколько именно давать, все гораздо сложнее. Как уже говорилось выше, уровень достатка во всех семьях абсолютно разный, поэтому сложно назвать какую-то определенную сумму. Так, например, кто-то может безболезненно выделять для своего ребенка по тысяче в неделю, а кому-то и по сто рублей достаточно тяжело.
Однако детские психологи советуют тем родителям, которые находятся в достаточно стесненных обстоятельствах, выделять ребенку хотя бы совсем маленькую сумму, но регулярно. И пусть на полученные от вас деньги ребенок не сможет купить ровным счетом ничего стоящего, это гораздо разумнее, чем не давать ему денег вообще. В противном случае у ребенка очень скоро появится стойкое ощущение того, что он, в отличие от его сверстников, обделен.
В вашей семье нет абсолютно никаких проблем с деньгами? Это просто замечательно! Но и в данной ситуации к вопросу об определении суммы денег также необходимо подойти правильно. Постарайтесь реально оценить потребности ребенка в карманных деньгах, поинтересуйтесь у родителей друзей вашего ребенка, сколько те дают своим детям на карманные расходы. Не стоит давать гораздо больше – избыток денег для ребенка также чреват различными неприятностями.
И в первую очередь у таких детей появляется некое чувство превосходства перед остальными детьми. А имея достаточно большую сумму карманных денег, редкий ребенок устоит перед соблазном блеснуть своими возможностями перед сверстниками. А, к огромному сожалению, детскую дружбу не так уж и сложно купить – по крайней мере, хотя бы видимость дружбы. И дети, имеющие большое количество карманных денег, нередко пользуются этим.
Процесс становления ребенка как личности в любом случае является достаточно сложным процессом, который крайне редко проходит гладко и без эксцессов. И имеющий деньги ребенок будет испытывать крайне сильный соблазн попытаться решить все возникающие проблемы именно при помощи денег.
Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок с самого детства рос с твердой уверенностью в том, что практически все на свете можно купить – желаемую вещь, расположение окружающих его людей, дружбу, любовь, уважение. Подобному ребенку будет очень сложно адаптироваться во взрослой жизни, а уж тем более получить все то, к чему он стремится – уважение, положение в обществе, любовь, в конце концов. А даже если ему это и удастся – вряд ли он получит моральное удовлетворение. Именно поэтому карманные деньги у ребенка не должны служить способом добиться своего любым путем.
Карманные деньги или зарплата?
Еще один вопрос, в котором мнения родителей и психологов диаметрально противоположно расходятся. И это вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги просто так, либо же выдавать их за хорошее поведение, отличную успеваемость либо помощь по хозяйству. С одной стороны, не очень правильно, когда плохая оценка, например, по математике не должна стать поводом для того, чтобы отказать ребенку в карманных деньгах. Да и провинность вряд ли должна стать подобной причиной.
Но с другой стороны, давать карманные деньги ребенку, который потратит их на сигареты, либо который категорически отказывается посещать занятия, либо отказывается помогать по дому, тоже не совсем правильно. Согласитесь, что каждый человек всегда должен получать по заслугам. И даже если этот человек еще ребенок – ведь именно в детском возрасте ребенок должен начинать учиться отвечать за свои поступки!
Так как же нужно поступить в данной ситуации? Оказывается, существует еще и третья группа родителей, которые нашли золотую середину. Кстати говоря, детские психологи также считают ее наилучшим и правильным вариантом. А суть данного подхода очень и очень проста. Родители принимают за аксиому тот факт, что ребенок является абсолютно полноценным членом семьи. А соответственно, ребенок имеет точно такое же право на семейные деньги, как и все остальные. Разумеется, в пределах своих возрастных потребностей. И их дети знают об этом.
Однако, раз дети являются полноценными членами семьи, то родители с полным правом могут рассчитывать на то, что ребенок в меру своих возможностей будет принимать участие в жизни семьи. И, разумеется, помогать родителям – вымыть в квартире полы, либо сходить в магазин за хлебом. Таким образом, ребенок не только ощущает себя полноправным членом семьи, но и приобретает чувство ответственности за жизнь семьи.
Хотя некоторые родители отказываются от помощи детей по хозяйству, обосновывая свой отказ тем, что у ребенка огромная нагрузка в школе. И с каждым следующим классом эта нагрузка становится все выше и выше. А ведь многие дети посещают различные дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции. Так о какой помощи может идти речь в данной ситуации?
С одной стороны, родители правы – нагруженному ребенку явно не до домашних хлопот. Но с другой стороны, и во взрослой жизни у человека нагрузки ничуть не меньше, да и домашние хлопоты всегда останутся неотъемлемой частью. Именно поэтому с самого детства стоит учить ребенка правильно распределять нагрузку. Поверьте, помочь накрыть на стол или принести из магазина молоко под силу абсолютно каждому ребенку, независимо от его нагрузки.
Еще один немаловажный момент – обязательно обсуждайте с ребенком, на что он планирует потратить свои карманные деньги. Каким бы разумным он не был, ребенок всегда остается ребенком. И задачей родителей является не только обеспечение ребенка деньгами, но и обучение распоряжаться ими.
Так, например, сядьте вместе с ребенком, и вместе решите, сколько он может потратить на всякую мелочь типа блокнотиков, брелков, наклеек, сколько – на различные сладости, а сколько – отложит на приобретение того, что он давно хотел – например, нового мобильного телефона или роликовых коньков.
Сразу же обсудите, сколько денег и когда вы готовы давать вашему ребенку. Для ребенка подобная стабильность важна не меньше, чем для вас – стабильность в получении зарплаты. И еще один вопрос, который необходимо обговорить с ребенком – это та домашняя работа, которую ребенок готов выполнять. Обязательно обсудите эти нюансы – таким образом, вы сможете избежать всех недомолвок и обид со стороны ребенка.
Школьнику младших классов деньги целесообразно давать дробными частями – примерно один раз в неделю. А вот подросткам можно уже выделять сразу ту сумму, которая предназначена ему на месяц. Обязательно научите ребенка контролировать расходы денег – заведите специальную тетрадь и объясните на наглядном примере. Возможно, первый месяц стоит помочь ребенку, если он не прочь получить от вас данную помощь. Но, ни в коем случае не делайте этого в принудительном порядке, так как ребенок может оценить подобный ваш поступок как недоверие к нему.
И не стоит слишком уж пристально и тщательно контролировать расходы своего ребенка – позвольте ему побыть самостоятельным. Согласитесь, ведь не произойдет особой беды и в том случае, если один раз ребенок вместо запланированного маркера купит себе пачку жевательной резинки или шоколадку. Ну и что ж? В следующем месяце он съест на одну шоколадку меньше, чем в этом. Ведь даже взрослые люди порой совершают необдуманные траты, а что уж говорить о детях, у которых порывы желаний по природе своей гораздо более сильные.
Наказание рублем
Нередко многие родители предпочитают наказывать ребенка за ту или иную провинность именно материально, отнимая карманные деньги. Так, ребенок помыл посуду лишь для вида, оставив на ней кусочки еды? Лишен денег! А ведь достаточно просто объяснить ребенку, почему тарелки необходимо мыть тщательно. Получил двойку? Он ее обязательно исправит, независимо от того, лишите вы его денег или нет.
Не стоит также наказывать ребенка за то, что он потерял очередной учебник или разодрал очередные джинсы – кроссовки – куртку. И если у вас вдруг возникнет непреодолимый соблазн наказать ребенка рублем – вспомните свое детство! Наверняка вы также не были совсем уж идеальным ребенком? И напоследок хотелось бы добавить, что, несмотря на все советы психологов и педагогов, только вам решать, за что давать карманные деньги ребенку, сколько их давать, и давать ли вообще. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами.
Деньги у ребенка могут быть и хорошим, и плохим решением.
Самое главное, от чего это зависит: какие отношения в семье? Если хорошие, все дружно, родители умные и родители в авторитете, то в такой семье любые эксперименты хороши. И эксперимент с деньгами в такой семье будет кстати — ребенок с его помощью будет учиться обращению с деньгами и многим другим полезным вещам. Если же с ребенком конфликты, ребенок не слушается, то попытки «купить» нормальное поведение ребенка деньгами — глупость и вред.
Не менее важный вопрос: сохраняется ли в вашем эксперименте с деньгами родительская власть и понимает ли ребенок, под какую задачу родители разрешают ему подобные заработки? Если ребенок думает, что теперь родители ему что-то «должны» и он теперь будет требовать себе положенное — такой эксперимент прекращайте сразу. Если же он понимает, что у него две задачи — 1) учиться хорошо и радостно вести себя в садике и 2) учиться правильно обращаться с деньгами, — то всё в порядке. Как эти задачи будут решены, деньги он перестанет получать. И пусть тогда думает, чем он еще хочет себя научить, если хочет зарабатывать деньги?
Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Есть деньги, которые ребенок может зарабатывать, есть деньги, которые ему родители выдают (карманные деньги).
По поводу карманных денег аргументы ЗА и ПРОТИВ следующие.
Аргументы против, которые приводят некоторые родители:
- нецелесообразно — ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
- слишком много внимания денежным вопросам — будет жадным, алчным;
- если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
- носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).
Аргументы за:
- ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
- пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
- если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.
Вывод: не торопитесь высказываться на эту тему категорично. Бывают разные дети, разные семьи, разные ситуации, всегда нужно думать. Подумаем?
С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?
Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!
Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат — и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.
Сколько давать карманных денег?
Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание.
Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.
Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно.
Как выдавать?
Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них — только одна):
- в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
- исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
- регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
- также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое — оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе — родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.
Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?
Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? Конечно. Вначале вы договариваетесь с ребенком, на что вы ему деньги даете (столько на транспорт, столько на еду, столько на развлечения), после вы должны понимать, насколько удачно вашему ребенка удается тратить деньги правильно. При этом умный контроль — всегда дифференцированный контроль. Что-то вы будете отслеживать (а вдруг?) как абсолютно недопустимое (деньги на булочки с маком потрачены на гашиш), что-то как допустимое (деньги на булочки с маком потрачены на булочки с повидлом), а что-то — как возможность радости (деньги на булочки с маком ваш ребенок сэкономил и купил маме на день рождения букет прекрасных цветов).
У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться, не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п. А как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).
Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: «Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, — это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.
Поощрять хорошую учебу деньгами — скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений. Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде по трудному предмету, сдача трудного экзамена) — можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители — помочь могут!
За что деньги платить можно — это платить детям 7-8 лет за прочитанные книги. Здесь понятно, за что конкретно платятся деньги, это создает ребенку базу для учебы, расширяет его кругозор и вызывает интерес к чтению. Начиная с 9 лет, он будет с удовольствием читать уже сам, без денег. Заметим при этом, что многим родителям удается вызвать интерес к чтению и без денег…
За постоянные обязанности по дому также платить деньги — нельзя: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то что она готовит всем завтрак? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.
Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.
Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.
Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.
Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.
Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.
В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.
Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.
Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без — решается индивидуально).
Чтобы ребенок не вырос жадным и умел ценить деньги, ему необходимо с малолетства прививать уважительное отношение к деньгам. Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами? Узнайте, нужно ли давать детям деньги и сколько карманных денег необходимо давать ребенку. А что делать, если ребенок ворует деньги, как поступать в этом случае? Дети и деньги: рассмотрим все стороны этого вопроса.
Содержание статьи:
- Давать ли детям деньги?
- Возможно ли поощрение и наказание деньгами?
- Деньги на карманные расходы
- Отношения «дети и деньги»
Давать ли детям деньги – аргументы за и против
Детям необходимо давать карманные деньги, потому что:
- Они учат детей «считать», копить, экономить и планировать бюджет;
- Карманные деньги учат детей анализировать и выбирать товары с точки зрения необходимости;
- Карманные деньги – это стимул к самостоятельному зарабатыванию в будущем;
- Карманные деньги делают ребенка самостоятельным и уверенным;
- Карманные деньги позволяют ребенка чувствовать равноправным членом семьи;
- У ребенка не будет зависти к сверстникам, которым регулярно дают карманные деньги.
Но есть и противники того, чтобы давать детям карманные деньги.
Аргументы против карманных денег у детей:
- Они провоцируют бездумные траты и не учат ребенка ценить деньги;
- Карманные деньги создают условия для лишних соблазнов;
- Если Вы выдаете ребенку деньги за какие-то определенные заслуги (помощь по дому, хорошее поведение, хорошие оценки и т.п.), дети могут начать Вас шантажировать;
- У ребенка может развиться жадность и завистливость;
- Дети не будут знать цену деньгам.
Истина, как всегда, находится прямо посередине. Карманные деньги рекомендуется выдавать детям уже с 6 лет. Так Вы подготовите ребенка к самостоятельности распоряжаться ограниченными средствами. Перед тем, как выдавать детям карманные деньги, проведите с детьми беседу.
Надо ли платить детям за хорошие отметки и помощь по дому: поощрение и наказание деньгами
Многие родители стремятся оплачивать детям хорошее поведение, выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки. Такие выплаты, как может показаться на первый взгляд, стимулируют ребенка лучше учиться и помогать по дому. Только никто не задумывается о последствиях таких выплат. Ребенок должен понимать, что хорошая учеба и помощь по дому он должен выполнять не потому, что ему за это платят, а потому что это его работа и обязанности. Ваша задача – не покупать отметки и помощь ребенка, а научить его самостоятельности и не воспитать эгоиста.
Объясните ребенку, что Вы – семья и должны помогать друг другу и заботиться, а не превращать семейные отношения в товарно-денежный обмен. Иначе, дальнейшем Вы вообще не сможете отучить ребенка от таких взаимоотношений.
Внимательно относитесь к поведению ребенка и его отношению к деньгам. Дрежелюбие и понимание с Вашей стороны позволит избежать ребенку психологических и денежных комплексов, которые часто закладываются в детском возрасте.
Сколько денег давать детям на карманные расходы?
Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.
Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.
При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:
- Возраст ребенка;
- Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
- Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.
Критерии выдачи карманных денег:
- Психологи советуют начинать выдачу карманных денег с первого класса;
- Определите сумму карманных денег, с учетом финансового благополучия семьи и возраста ребенка. Решение необходимо принимать в кругу всей семьи, не забывая про ребенка;
- Детям младшего школьного возраста необходимо выдавать карманные деньги раз в неделю. Подросткам – раз в месяц;
- Контролируйте расходы ребенка. Убедитесь, что ребенок не тратит деньги на сигареты, алкоголь и наркотики.
Сумма карманных денег не должна зависеть от:
- Успехов в учебе;
- Качества выполнения домашних обязанностей;
- Поведения ребенка;
- Вашего настроения;
- Внимание к ребенку;
- Обучения финансовой самостоятельности.
Рекомендации родителям по выдаче карманных денег:
- Объясните ребенку, на что Вы даете ему деньги и почему Вы их ему даете;
- Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;
- Выдавайте карманные деньги раз в неделю в определенный день;
- Фиксируйте сумму на определенный промежуток времени. Даже, если ребенок все потратил в один день, ему не нужно потакать и выдавать еще деньги. Так он научится планировать свой бюджет и в дальнейшем не будет бездумно относиться к тратам;
- Если Вы не можете выдать ребенку карманные деньги, объясните причину;
- Если ребенок нецелесообразно потратил карманные деньги, вычтите эту сумму из следующей выдачи;
- Если ребенок не может планировать бюджет и тратить все деньги сразу после выдачи, выдавайте деньги по частям.
Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или родительский контроль детских трат?
Не нужно навязчиво советовать и распоряжаться деньгами, которые Вы выдали ребенку. Ведь Вы ему их доверили. Дайте почувствовать ребенку самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если ребенок потратил в первый же день карманные деньги на конфеты и наклейки, дайте ему осознать его поведение до следующей выдачи.
Когда у ребенка пройдет эйфория от первых бездумных трат, научите его записывать траты в блокнот. Так и Вы будете контролировать расходы ребенка, и ребенок будет знать, куда уходят деньги. Научите ребенка ставить цели и копить на большие покупки. Научите ребенка покупать из карманных денег важные, но не дорогие покупки (например, тетрадки, ручки и т.п.).
Контролировать детские расходы нужно обязательно. Только аккуратно и ненавязчиво. Иначе, ребенок может подумать, что Вы ему не доверяете.
Техника безопасности:
Давая ребенку карманные деньги, объясните, что он не только сможет самостоятельно покупать необходимые вещи, но это и определенный риск их ношения и хранения. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять взрослые. Чтобы избежать подобных неприятностей, объясните ребенку следующие правила:
- Деньги нельзя показывать посторонним, детям или взрослым. Нельзя хвастаться деньгами;
- Деньги лучше хранить дома, в копилке. Не нужно носить все деньги с собой;
- Научите ребенка носить деньги в кошельке, а не в карманах одежды;
- Если ребенка шантажируют и угрожают насилием, требуя деньги, пускай он отдает деньги без сопротивления. Жизнь и здоровье – дороже!