Ваш кроха растет. Его шаловливые ручки уже могут «наводить порядок» в самых неподходящих для этого местах. Для родителей это лишнее беспокойство, ведь кроха может не только испортить вещи, но и подвергнуть себя определенной опасности.
Начиная с годовалого возраста уже нужно приучать малыша к словам «нельзя», «нет». Вот только делать это нужно правильно, чтобы не вызвать у ребенка излишней агрессии и желания сделать наоборот.
Как малыши воспринимают запреты
Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.
Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.
Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.
Советы взрослым
Не злоупотребляйте запретными словами
Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.
Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.
Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.
Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.
После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.
Объясняем причину
Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.
Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке. Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка.
Альтернатива запретам
Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.
Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин. Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится.
Читаем по теме:
- 5 альтернативных вариантов сказать ребенку «НЕТ»
- Что можно, а что нельзя запрещать ребенку
- Как запрещать ребенку не запрещая
Системный подход
Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.
Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.
В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.
Избегайте провокационных моментов
Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.
Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.
Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.
Читаем по теме: как обезопасить дом для ребенка.
Запрещаем правильно
- В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх. Читаем статью по теме: что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?;
- Уважайте кроху как личность. При любых конфликтах не употребляйте оскорбительные слова. Этим вы только понизите самооценку ребенка и вряд ли будете выглядеть в его глазах авторитетной личностью;
- Сохраняйте благоразумие. Вспомните свои желания в детском возрасте. Чего вам хотелось больше всего? Может, есть возможность разрешить это своему ребенку, но с соблюдением мер предосторожности?;
- По мере взросления все запреты должны корректироваться в соответствии с возрастом вашего чада. Ребенок растет, с каждым годом его способности развиваются и совершенствуются. Разрешите ему включать свет, помогать вам на кухне или орудовать ножницами над ненужной газетой, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;
- И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Отсутствие сквернословия, пунктуальность, уважение к старшим и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества.
Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.
Читаем по теме психологии и воспитания:
- Воспитание ребенка до года: советы родителям, игры и игрушки;
- Как реагировать и бороться с капризами ребенка —
- 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии;
- 10 советов как перестать кричать на своих детей;
- Особенности психологии воспитания детей до года.
Смотрим видео: Как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ
Детям так хочется поскорее узнать этот огромный мир, но он не настолько безопасен, чтобы с легкостью разрешать ему делать все, что душе угодно.
Чтобы малыш не поранился, нужно вводить запреты. Но как это сделать, чтобы ребенок не обижался и следовал определенным правилам, установленным внутри семьи?
Чтобы научить кроху правильно реагировать на слово «нельзя», нужно следовать нескольким важным советам
1. Запрещайте, точно зная, для чего Вы это делаете. Настаивайте на выполнении запрета, ведь маленький ребенок сможет понять Вас только так.
2. Не окружайте малыша постоянными табу. Если их будет слишком много, даже взрослый человек не станет их выполнять, не говоря уже о ребенке. Чтобы такого не было, выберите пять предметов из недозволенных. Например, стол (нельзя залезать), телевизор и балкон (нельзя без мамы), мобильный телефон, плита. Все другие рискованные предметы лучше просто уберите из поля зрения.
Не повышайте голос, запрещая что-либо. Старайтесь воспринимать все происходящее с терпением и юмором, несмотря на серьезность ситуации и свое плохое настроение
3. Правила должны выполняться обязательно. В этом вопросе нельзя действовать, в зависимости от настроения. Все члены семьи должны поддерживать Вас во всех запретах. Ребенок должен знать, что «нельзя» — это «нельзя», а не «ну хорошо, сегодня можно».
4. Не ждите от малыша, что он будет следовать только словесным указаниям. Вам придется отвлекать внимание чада или насильно оттягивать его от опасного места. Необходимо строго сказать: «Нельзя!». При этом сделайте испуганное выражение лица и уведите малыша от опасного места или предмета.
5. Никогда не наказывайте отпрыска физически. Не нужно шлепать его по рукам, ногам, попе. Как только ребенок начинает ходить, он становится исследователем. Ручки помогают узнать, что стол гладкий, ножки — что трава мягкая и холодная, а попа — что пол твердый. Если шлепать малыша, можно отбить у него здоровое любопытство.
Читай также: Как противостоять детским истерикам
6. Давайте объяснение каждому своему «нельзя», даже если ребенок совсем маленький. Поясните, что розетку трогать нельзя, потому что там «живет ток, который очень больно кусается». Знакомьте малыша с запрещенными предметами: например, покажите, что иголка больно колется (легонько кольните кроху).
Мамочка с нашего форума _Мама_Лена_ поделилась своим родительским опытом: «Всегда говорите ребенку, почему ему нельзя то или это. Простой запрет будет действовать для него еще привлекательнее, а ваше негодование будет ему непонятным. Скажите, что залезать на стол нельзя, потому что потом оттуда можно упасть, больно удариться, попасть в больницу, где дяди-врачи будут делать уколы, и вообще ребенок еще долго не увидится с друзьями и ему нельзя будет смотреть мультики. У нас это действует. Вы приводите те доводы, которые действуют на Вашего ребенка, чтобы он сам не захотел делать что-то опасное».
Главное в детском воспитании — чтобы малыш понимал, почему Вы ему запрещаете или разрешаете что-либо делать. Запретный плод всегда сладок, но при правильном подходе Вашему отпрыску он будет просто неинтересен.
7. На каждое «нет» предлагайте «да». Рисовать на обоях нельзя, но зато можно в альбоме, нельзя выходить на балкон одному, но можно вместе с мамой. Еще дети прекрасно усваивают понятия «твое — мое». «Нельзя брать очки, потому что они — бабушкины», «Нельзя брать удочки, потому что они — папины», «Это твое, и без твоего разрешения мы тоже брать не будем».
8. Не повышайте голос, запрещая что-либо. Старайтесь воспринимать все происходящее с терпением и юмором, несмотря на серьезность ситуации и свое плохое настроение.
Не нужно испытывать чувство вины, наказывая ребенка за плохое поведение и поступки или наказывая его. Ребенок в этом случае получает совершенно неправильный сигнал, а это чревато проблемами.
Будьте терпеливы, настойчивы и справедливы. Как можно чаще крепко обнимайте ребенка — и тогда Вы не будете переживать, что он не будет прислушиваться к родителям!
Читай также: 9 советов по воспитанию детей от Матери Терезы
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя — тема сегодняшнего повествования. Постараемся объяснить все о запретах для ребенка. В каких случаях нужно говорить ребенку «нельзя»? Как правильно это делать? Даже самым мягким по характеру родителям, в определенных ситуациях, приходится что-либо запрещать ребенку в целях его безопасности или для обучения правил поведения в общественных местах и так далее.
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя
Раньше родители даже не задумывались о том, что запрещают ребенку все, что доставляет им какое-либо недовольство. А теперь они стали задумываться над тем, как может повлиять запрет на формирование личности ребенка. Чтобы не навредить развитию ребенка, стоит задуматься и выбрать для своей семьи какую-то определенную политику общения.
Самое – главное запретов не должно быть очень много. Если ничего нельзя трогать ни в доме, ни на улице, нельзя шуметь и бегать, то тогда непонятно, чем же ребенку вообще заниматься?
На первом и даже не втором году жизни ребенка большинство запретов связано с безопасностью крохи и небольшая их часть с проявлением его агрессии в сторону других людей. Например, нельзя тыкать пальцем в розетку, брать провода, стучать по стеклу или нельзя кусать и щипать других людей.
В этот период развития, ребенок еще не понимает других запретов, например, таких как: нельзя заглядывать в сумки, баловаться едой, шуметь в общественных местах. Ребенку в этом возрасте трудно объяснить то, что шуметь в магазине нельзя, а на детской площадке можно, что просить грудь только дома можно, а в гостях нельзя.
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя ребенку в возрасте двух лет трудно объяснить то, чем его рюкзачок для игры отличается от дорогой сумки пришедшего гостя. Конечно, есть смысл говорить о том, чего нельзя, но настаивать и наказывать малыша бессмысленно, потому что он пока еще не может осознать, что именно вы от него хотите.
А вот когда ребенку исполнится три годика, его уже можно будет постепенно обучать слову «нельзя» и запретам на активную деятельность, которая не совсем уместна. В этом возрасте ребенок уже практически способен понять, что раскрашивать нужно картинки в книжках-раскрасках или раскраски-мультфильмы онлайн на компьютере а не на стенах в доме, что есть нужно аккуратно, а не залазить руками в тарелку.
Но, чтоб добиться того, чтобы ребенок стал понимать запреты осознанно, а не от чувства страха, родителям понадобится много времени.
Давайте разберемся в том, как ребенок воспринимает запреты? Всем родителям, без сомнения, хочется того, чтобы с первого сказанного «нельзя», ребенок все понял, что от него хотят, никогда не протестовал этому и понимал, где еще уместен запрет, и сам знал наперед, когда необходимо себя ограничивать.
Но на самом деле совсем не так все происходит. Ребенок не усваивает запреты с первого раза. Он не в состоянии понять, что утюг трогать нельзя, но это не значит для него, что утюг трогать вообще нельзя. Детям до трех лет трудно усвоить то, что правило может быть общим, ведь они руководствуются и мыслят сиюминутными ситуациями и желаниями.
Если ребенок опять берет тот предмет сегодня, на который вы наложили запрет вчера, это не значит, что ребенок делает все вам назло.
Многое, что делает малыш, связано с освоением и познанием мира. Ребенку интересно, что будет, если он потрогает плиту, или залезет в шкаф, ему хочется попробовать надеть на голову носок или штаны на руки… Что следует за каким-либо действием взрослым очевидно, а ребенку не известно, но уж очень интересно. Поэтому ребенок не доволен, когда ставится запрет на то, что ему кажется интересным.
Реакция гнева на все это вполне нормальная. Если ребенок на слово «нельзя» начинает рыдать, то это тоже нормально. Ребенок даже может попытаться вас ударить – это тоже естественная реакция, правда не очень правильная, которую лучше пресекать или не допускать вообще. Пугаться, что с ребенком что-то не так, тоже не стоит.
Не забывайте и о том, что ребенку пока трудно перенести ситуацию на похожую по аналогии. Например, вы запретили ему трогать на плите чайник, а он тут же протягивает руки к стоящей рядом на плите кастрюле. Или он хочет взять другой чайник на плите у бабушки. Это тоже является нормой, ведь ребенок еще не может воспринимать эти ситуации как совершенно разные, не проводя логических параллелей.
Как правильно запрещать что-либо ребенку?
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя — вопрос это достаточно сложный и деликатный, а еще требует особого подхода. Как бы нам не хотелось, чтобы ребенок понимал все с первого раза и полуслова, но в жизни происходит все наоборот. На ребенка очень хорошо действуют: личный пример, поощрения и наказание. Родителям нужно придерживаться некоторых правил при установлении запретов.
Не нужно очень часто повторять слово «нельзя», иначе малыш будет воспринимать его как фон, а не как что-то, что заслуживает внимания. К тому же запомнить сразу все ваши запреты ему очень сложно и практически невозможно. Чтобы вам не приходилось постоянно одергивать ребенка словом «нельзя», то попробуйте создать вокруг него максимально безопасную среду, которая поможет вам редко ставить запреты.
С низких полок можно убрать дорогие хрупкие и бьющиеся предметы, на розетки поставить заглушки, если есть лестница на второй этаж, то закройте ее специальным барьером, уберите от окон предметы, на которые малыш может забраться и выпасть, закройте все острые выступающие углы на мебели и так далее.
Родителям не нужно лениться что-то повторять по нескольку раз, ведь, чтобы ребенок это запомнил, повторить вам придется одно и тоже не однократно. При этом повторять нужно уверенно и спокойно, и будьте готовы к тому, что завтра ребенок может сделать снова по своему.
Нужно для запретов выбирать короткие слова, например, «стоп» и «нельзя», а длинные предложения лучше не использовать. Нужно объяснять причину запрета раз за разом, но первая реакция на плохой поступок должна быть объемной.
Взрослым всегда нужно обращать внимание на то, как вы запрет преподносите. Не путайте крик со спокойной интонацией. Уже к трем месяцам ребенок может понимать неодобрительный мамин тон, и этим можно пользоваться в тех случаях, когда вы хотите донести до крохи то, что он поступает неправильно, например, во время кормления кусает за грудь. ребенок по вашей холодной интонации и недовольному выражению лица быстро поймет, что делает вам неприятно.
Но нет нужды применять более суровые методы или еще сильнее повышать голос. Понятно, что когда вы пытаетесь остановить ребенка не пути к опасности, вы повысите голос, чтобы он обратил на вас внимание. Но не нужно сильно орать и ругать ребенка, это его напугает, и он из-за стресса не сможет осмысленно воспринять информацию.
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя — лучше всего использовать язык тела для того, чтобы донести запрет для ребенка. Кроху нужно слегка отодвинуть, если он хочет взять что-то опасное, встать перед ним на корточки и повторить запрет. Если ребенок поднимает на вас руку или замахивается, то обязательно покажите, как вы этим недовольны, снимите его с рук, отойдите от него на шаг и скажите: «что маму бить нельзя и замахиваться на нее тоже!» Такое поведению проводя дистанцию, поможет ребенку понимать, что он не прав и обидел маму.
В трехлетнем возрасте, малыш активно начинает преображать мир вокруг себя и манипулировать предметами. В этих случаях важно дать альтернативу его стремлениям, на которые вы наложили запрет. Можно привести такой пример: нельзя рисовать на книжках со сказками, ведь для рисования есть альбом или специальные книжки-раскраски, или нельзя раскрашивать себе лицо, можно раскрасить его кукле и так далее.
Взрослым обязательно нужно согласовывать действия со всеми членами семьи. У мамы, папы, бабушки, няни, должен быть один и тот же список запретов, чтобы ребенок не столкнулся с противоречиями, которые его дезориентируют. Если вы соберетесь обсуждать список запретов на семейном совете, то наверняка будете сильно удивлены тому, на сколько сильно расходятся мнения всех о том, что ребенку можно, а что нет.
Это является одним из поводов сократить список запретов, где-то разрешая ребенку чуть больше, например, немного испачкаться на улице, если у вас есть стиральная машинка. А в некоторых ситуациях даже устранить сам повод для запретов, например, если договоритесь с папой, чтобы он не оставлял важные бумаги и ключи от автомобиля на доступном для ребенка месте.
Многих родителей мучает один и тот же вопрос: «а стоит ли наказывать ребенка?» Многие взрослые с давних еще времен считают, что эффективнее будет один раз шлепнуть малыша, чем сто раз сказать одно и то же. Но, когда родители наказывают ребенка физически, они как бы дают разрешение на агрессию, которую они сами демонстрируют малышу.
В будущем, дети, которых шлепали, чаще бьют других, если их что-то не устраивает. Тоже относится и к громким гневным окрикам и ругани. Если вы хотите задуматься о перспективе, то лучше проявите твердость и терпение, тогда и малышу будет проще воспитать в себе такие же качества.
Запреты маленькому ребенку — как говорить нет и нельзя — в системе запретов необходима последовательность. Например, если вы вчера запретили ребенку раскидывать свои вещи, то и сегодня не стоит ему это разрешать, лишь бы выкроить время для какого-нибудь своего дела, например, разговора по телефону или смотрению любимого сериала.
Но в некоторых ситуациях небольшую гибкость проявлять все же стоит. Например, если в обычное время вы не разрешаете малышу спать в вашей постели, то это можно разрешить ему во время того, когда он болеет.
Взрослым не нужно путать наказание и запрет. Запреты нужны для того, чтобы обучить ребенка правильному поведению. А наказание является проявлением родительского нетерпения и бессилия. Не забывайте о том, что обучение правилам поведения, малышу дается нелегко. Поэтому выбирайте путь твердого и многократного повторения запрета.
Еще по мере взросления детей нужно время от времени вносить изменения в запреты. Например, не тормозите малыша в развитии, оставляя запрет на пользование ножницами, а лучше приобретите специальные детские ножницы с тупыми концами, дайте ребенку ненужный журнал, пусть экспериментирует.
Также следите за тем, когда ребенок дорастет до того, когда сам сможет сделать то, что раньше было ему запрещено. Например, включать свет, если он уже понимает, как это нужно делать, сам может дотянуться до выключателя, если встанет на стульчик.
Родители должны следить за своим поведением, чтобы запреты были разумными ограничениями для ребенка, тогда ему будет проще освоиться в этом непростом и многообразном мире!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Для того, чтобы ребенок с раннего возраста усвоил, что можно и что нельзя, ему важно понимать причины родительского отказа или запрета. Если малыш не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями, то он не может адекватно воспринимать запреты, даже если взрослые будут регулярно ему напоминать о них. Родителям следует объяснять своему чаду, что произойдет, если подобное требование будет нарушено. Когда ребенок задает резонный вопрос «почему?», постарайтесь не отвечать «потому что» или «так надо», обоснуйте запрет, по возможности объяснив его причины.
Родителям нужно знать, как сказать ребенку «нельзя», чтобы подготовить его к взрослой жизни. Как правильно это делать? Поделитесь своим мнением на портале «Я-родитель».
Искусство говорить «нельзя»
Приготовьтесь к тому, что вам придется не один раз объяснять ребенку, почему ему не следует совершать то или иное действие. Перед тем, как сказать «нельзя», обдумайте, с какой целью вы устанавливаете запрет: повлечет ли его нарушение за собой серьезные проблемы (угрозу жизни и здоровью ребенка, психологический дискомфорт, вредные привычки) или же вы попросту хотите, чтобы малыш прекратил что-то делать, потому что вас это раздражает или отвлекает от других дел. Так, например, игра на проезжей части, касание рукой горячего утюга или поедание немытых фруктов могут привести к неприятным последствиям в виде травм и болезней, тогда как просьбы родителей прекратить греметь игрушками или громко напевать песенку, большей частью, обусловлены их желанием побыть в тишине.
Всегда оценивайте адекватность своих запретов с позиции их влияния на ребенка. Запрещая что-то, не повышайте голос, говорите спокойным тоном – в этом случае вероятность того, что малыш примет сказанное к сведению намного выше. Громкие крики «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!», скорее всего, напугают ребенка и вряд ли будут способствовать пониманию запрета.
Избегайте применения физической силы по отношению к ребенку. Не используйте угрозы, запугивания и подобные им приемы. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и психологическим отклонениям. Старайтесь использовать в своей практике только приемлемые способы наказания ребенка. Объяснение в корректной форме запретов оказывается гораздо действеннее, чем шлепок по попе. Для этого ознакомьтесь с рекомендациями родителям по профилактике жестокости к детям.
Устанавливая для ребенка правила и границы дозволенного, не забывайте о том, что дети внимательно следят за поведением взрослых, поэтому если вы запрещаете что-то своему малышу – постарайтесь и сами соблюдать эти запреты. Если вы объяснили чаду, что не стоит переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно игнорируете это правило, объясняя тем, что торопитесь и «машин все равно нет», помните, однажды малыш может скопировать ваше поведение.
Следите за тем, чтобы все члены семьи придерживались одинаковой политики запретов. Если вы не разрешаете ребенку есть мороженое на улице или гладить бездомных кошек, убедитесь в том, что другой родитель, а также бабушки и дедушки солидарны с вами. В противном случае малыш решит, что эти запреты должны соблюдаться только в вашем присутствии, и будет с легкостью нарушать их, когда вас не будет рядом.
Существуют ли правила ответственного родительства? Этот вопрос занимает и молодых родителей, и пары, которые только планируют завести семью. Полезные рекомендации вы найдете в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».
Нюансы общения с детьми
Существует множество психологических приемов, которые помогут взрослым избежать конфликтов при общении с детьми. Хорошие результаты приносит применение техники рефрейминга, которая позволяет добиться желаемого или приемлемого поведения ребенка, изменив его отношение к ситуации. Например, если ваше чадо не хочет делиться игрушками с другими детьми, то вместо того чтобы сказать «Не жадничай!», предложите ему дать свой совочек на время другому малышу, чтобы узнать, получится ли у того набрать ведерко песка так же быстро, как у него.
Другой альтернативой слова «нет» является переключение внимания малыша на другое действие. Если дети часто приходят к вам на кухню и находятся рядом с работающей плитой, придумайте для них более интересное занятие или дайте задание. Например, попросите принести из комнаты полотенце или посчитать, сколько тарелок стоит в серванте.
Не стоит ставить ультиматумы, тем более, если вы относите своего малыша к категории трудных детей. Они могут вызвать у него желание сделать наоборот из принципа – чтобы отстоять свою точку зрения. Для этого исключите из своего лексикона фразы «Ты должен» и «Ты обязан», которые вызывают наибольший протест у детей. Замените их на более привлекательные формулировки, например, «А давай мы с тобой…».
Еще один прием называется «Мнимый выбор». Вместо того, чтобы постоянно напоминать ребенку, что нельзя ходить босиком по полу, спросите у него, какие носки он хочет одеть – зеленые или голубые. Этот прием поможет вам преодолеть барьер детского упрямства и научит запрещать, не оказывая давления на ребенка.
Воспитывать детей нужно не пряником или кнутом, а серьезным разговором. Об этом говорит пример супругов Дмитрия и Анны Городжих, которые стали гостями передачи «Мы-родители!».
Виктория Грицук
Пройдите тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Тест «Кем вас видит ваш ребенок?»