Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Методики раннего развития ребенка
- Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Воспитательная теория Масару Ибуки
Масару Ибука предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. Его книгу «После трёх уже поздно» советуем прочитать всем родителям, она небольшая.
Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя».
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно». Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей. Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком трудна для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы? Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все. Даже 5-месячный малыш может оценить Баха
Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным. Маленькому ребёнку легко выучить то, что ему интересно. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества. Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.
Нужны ли половые различия в воспитании ребенка? На самом деле до трех лет в физическом облике нет большой разницы между полами. Иногда мы даже чисто внешне не можем их отличить. В некоторых языках маленький ребенок и вовсе употребляется в среднем роде. Наука также считает, что половые различия начинают проявляться после трех лет. Несмотря на это, родители воспитывают ребенка с учетом его пола. Например, новорожденного мальчика одевают во все голубое, а девочку — в розовое. Своего вкуса у малыша пока нет, и что плохого в том, если бы мальчик носил розовую одежду, а девочка играла бы с игрушечным пистолетом? Надо ли отнимать у мальчика куклу, если он проявил к ней интерес? Эачем постоянно напоминать ему, что он мальчик? И почему девочка не может заинтересоваться борьбой?
Говорите ребёнку правду на половые темы. Хотя маленький ребенок ощущает себя существом среднего рода, уже в два или три года он начинает задавать вопросы, касающиеся половых проблем. Сначала он открывает для себя, например во время купания, что папа и мама устроены по-разному. Естественно, он задает вопросы. Если рождается еще один ребенок в семье, он спрашивает, как братик или сестренка появились на свет. На такие вопросы ребенок должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают это тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей. Тот аргумент, что ребенок якобы слишком мал, чтобы знать правду о половой жизни, несправедлив и в этом случае. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещенной темой, просто получили неправильное воспитание в детстве.
Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве. Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому. Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.
Ребёнок — великий имитатор. Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим. Недаром говорят, что дети — зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка, обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить, походку и т.д. Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится. Подражая, ребенок не просто обезьянничает — это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.
Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Маленьким детям часто не дают ручки и карандаши, считая, что это рано или что ребёнок что-то испортит вокруг себя. То, что малыш не может ничего, кроме как нарисовать несколько линий и порвать бумагу, не значит, что для него эта деятельность неинтересна или бесполезна. Как можно раньше дайте ребёнку карандаши и яркие маркеры. Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ребёнку свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Яблоки должны быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка? Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавлиаать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Всегда имейте бумагу для рисования разных размеров. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек. Прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.
Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства. Часто родители ругают ребёнка, если он использует вещи не по назначению, портит игрушки. На само деле ребёнок ничего не портит, он исследует окружающий мир. Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него доявится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать. Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствии со своим богатым воображением. Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребенку на самом деле вовсе не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.
Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Глина или паста для лепки, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Физические упраженения стимулируют развитие интеллекта. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам».
Тренируйте левую руку так же, как правую. Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать в раннем детстве. Тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.
Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя. Приказания типа: «Сделай это!’, «Выучи это!», в то время как сам отец сидит в кресле с газетой — это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка — это значит все время воспитывать и самого себя. Не насилуйте волю малыша. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.
Не все знают, что:
- На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи.
- Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша.
- Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха.
- Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
- Не надо бояться брать ребенка с собой в постель.
- Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха.
- Никогда нельзя игнорировать плач ребенка.
- Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
- Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
- Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре.
- Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
- Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
- Шлепать ребенка можно только пока он еще мал.
- Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия.
- Нельзя высмеивать своего ребенка в присутствии других.
- Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
- Интерес — лучшее побуждение. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
Читать запись полностьюMake a Comment ( None so far ) Развивающие игры Никитиных
Фамилия Никитиных в большинстве случаев ассоцируется с развивающими играми и кубиками. Эти игры нацелены на развитие творческих мыслительных способностей детей. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, воображение, просранственное представление, способности к анализу и синтезу, умение находить и исправлять ошибки. Многие игры можно сделать самим или купить в магазине, но следует помнить, что это только одно из средств развития способностей. Оно будет наиболее полезным в том случае, если принципы, которые легли в основу игр, не будут расходиться с принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Как же развить творческие способности?
Благоприятное время. Как правило, в первые годы жизни родители больше уделяют внимания уходу за малышом, питанию, режиму, одежде, но не придают особого значения тому, какие условия созданы для его развития. Ведь всё равно он научиться сидеть, ходить, читать, писать, считать и всему остальному. Но на самом деле это не так. Например, дети, научившиеся читать до школы, как правило учаться лучше других и учиться им легко. К тому же научить читать 3-4 летнего ребёнка легче, чем 6-7 летнего. Развитие ребёнка надо начинать как можно раньше, и результаты этого остануться на всю жизнь.
Раннее начало. Первые шаги к развитию способностей — это раннее плавание, гимнастика, ползание, хождение. И всему остальному пытайтесь учить ребёнка раньше, чем это принято традиционно, обучайте всему, к чему ребёнок проявляет интерес.
Создайте условия опережения. С ребёнком начинают говорить с самого рождения, а своё первое слово он произносит намного позже. Но условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее. Если и во многом другом создать ребёнку подобные условия, будут развиваться сответствующие способности: художественные, математические, музыкальные и т. д.
Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребёнок добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает его выше и выше. Это условие легче всего осуществляется в период, когда ребёнок уже ползает, но ещё не начал говорить. В это время ребёнку приходится много чего делать самостоятельно, без предварительного обучения (если взрослые позволяют делать, а не решают эти задачи за ребёнка): достать игрушку, открыть ящик, передвинуть табуретку…
Свобода в выборе деятельности. Следите за желаниями и интересом ребёнка, предоставляйте ему большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, их продолжительности, в выборе способов работы.
Помощь взрослых. Самое сложное — не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься.
Что такое развивающие игры? Игрушки и игры — одно из самых сильных воспитательных средств. Покупая ребёнку игрушку, вы при этом проэктируете человеческую личность. Сейчас у большинства детей много игрушек, но, как правило, ребёнок играет ими недолго, быстро теряет интерес. Конструкторы, кубики, стороительные материаллы, мозаики дольше служат детям, так как обладают большей вариативностью и разнообразностью комбинаций, но и их развивающие возможности ограничены. Поэтому ребёнку лучше предлагать игры и задания, котоые обладают определёнными особенностями и направлены на развитие творческих способностей. Эти игры могут быть очень разнообразны по содержанию, но в большинстве из них вам понадобятся кубики, кирпичики, фигуры из картона, карточки, таблицы… Тут очень много зависит от пап и мам, поскольку мало приобрести или изготовить эти материаллы, надо суметь детей заинтересовать играми и этот интерес поддерживать.
Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или допустив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
Читать запись полностьюMake a Comment ( None so far ) Развитие детей по системе Н. Зайцева
Методика, разработанная Николаем Александровичем Зайцевым, позволяет обучать детей раннему письму, чтению, счёту, иностранным языкам. Для этого используются кубики, таблицы, числовые ленты и столбы. Эти материалы можно купить или изготовить самим, но это потребует затрат времени и усилий. Но некоторые элементы методики можно использовать, пользуясь подручным материалом, а числовую ленту сделать самостоятельно очень просто. (далее…)
Читать запись полностьюMake a Comment ( None so far ) Педагогическая система Марии Монтессори
Сегодня во многих городах существуют группы или детские сады и школы, работающие по методу Монтессори. Существуют группы от 0 до3 лет, от 3 до 6, и от 6 до 12. Педагоги обязательно прходят специальную подготовку. Эти группы существенно отличаются от обычных, традиционных — дети свободно передвигаются, играют и работают, берут любые предметы, самостоятельно ставят их на место. Тут можете быть уверенными, что кричать на вашего ребёнка или ставить его в угол никто не будет. К сожалению, создать в домашних условиях «среду Монтессори» сложно, необходимы знания и много дидактического материалла. Но кое-что родители, конечно, могут сделать. (далее…)
Читать запись полностьюMake a Comment ( None so far ) Основы домашнего воспитания по доктору Сирсу
Врач-педиатр Уильям Сирс вместе со своей женой Мартой вырастили восьмерых детей, его теория основана на большом личном опыте: «Не думайте, что всему можно научиться сразу. Быть родителем — это профессия, которую постигают шаг за шагом. Она требует опыта.» Доктор Сирс считал, что молодые родители должны в первую очередь поставить для себя три цели: узнать своего ребёнка, помочь ему чувствовать себя хорошо, получать удовольствие от своей роли родителей. Основные идеи:
Ранний контакт с ребёнком. Осознайте свою ответственность перед будущим ребёнком, читайте книги, сделайте всё возможное, чтобы беременность и роды были такими, какие вы хотели бы иметь. Ведь вы начинаете любить ребёнка и ощущать неразрывную связь с ним задолго до его рождения. Первые месяцы после рождения — очень ответственный период, когда матери и ребёнку важнее всего быть вместе. Учитесь понимать сигналы, подаваемые ребёнком, и правильно откликаться на них. С самых первых дней матери приходится учится узнавать, чего хочет ребёнок в той или иной ситуации. Иногда всё понятно: хочет кушать, спать, надо сменить подгузник, тянется к вам или к игрушке. В других случаях понять труднее. Но даже случайная «неправильная» реакция лучше, чем её отсутствие, так как таким образом вы побуждаете ребёнка общаться с вами дальше.
Берите малыша на руки, когда он плачет. Часто можно встретить рекомендации не брать ребёнка на руки, когда он плачет, поскольку он привыкнет и будет «пользоваться» этим. Но маленький ребёнок не может вести себя плохо, он не знает, что это такое. Он плачет, когда чувствует себя плохо на самом деле и реагирует на это единственно возможным для него способом. Представьте, каково было бы вам, если бы вы лишились способности координировать движения, не могли бы ничего делать для себя сами, а ваши призывы о помощи остаются без ответа. В первые месяцы жизни ребёнка особенно важно незамедлительно откликаться на его призывы. Через какое-то время можно начать реагировать с некоторым промедлением, и постепенно ребёнок научиться помогать себе сам и перестанет пользоваться плачем в любой ситуации. Плач ребёнка — могучее средство связи, предназначенное для обеспечения его выживания и развития, не оставляйте его без внимания.
Носите ребёнка с собой. Большинство людей мысленно видят детей спокойно лежащими в детских кроватках и смотрящих на подвешенные игрушки. Их берут на руки, чтобы накормить, перепеленать, немного поиграть с ними, а затем снова помещают на прежнее место. Ношение ребёнка с собой меняет всю картину. Детей постоянно носят родители или подменяющие их члены семьи, а в кроватку кладут только, когда малыши засыпают или если родителям необходимо заняться собой. Такие малыши меньше плачут, перестают вести себя беспокойно. Они не только лучше себя чувствуют, но и лучше рпзвиваются. Кроме того, ребёнок многому учится, находясь на руках у ведущих активный образ жихни родителей.
Спите вместе с вашим ребёнком. Очень рано в своей родительской практике вы обнаружите, что дети, которые постоянно хорошо спят ночью существуют лишь в книжках или бывают только у других родителей. Приготовьтесь к необходимости подниматься ночью, пока вы не выясните, где и как удобнее спать и вам, и малышу. Правильным будет тот вариант, который обеспечит хороший сон вам обоим. Испробуйте всё: сон в отдельной комнате, сон в комнате родителей, не бойтесь при потребности брать ребёнка к себе в постель. Некоторые дети именно так лучше всего спят, чувствуя маму рядом, просыпаются в течение ночи намного реже, быстре засыпают снова. Время, когда ребёнок будет спать вместе с вами, продлится недолго, а польза останется на всю жизнь.
Отцы незаменимы. Правила, обеспечивающие контакт с ребёнком, лучше всего срабатывают, если отец охотно принимает участие в его воспитании. Хотя в первые годы жизни малыш отдаёт предпочтение матери, отцы незаменимы. Они обеспечивают поддержку, позволяющую матери больше энергии расходовать на заботу о ребёнке. Дело отца — позаботиться о матери, чтобы она могла позаботиться о ребёнке и о себе. Отцы не только помогают няньчить ребёнка и не только подменяют мать, когда ей необходимо отлучиться, но вносят незаменимый вклад в воспитание. Ваш ребёнок будет любить апс не меньше, чем мать, а может и сильнее, по-особенному. Роль заботливого отца, как ничто другое, превращает вас в зрелого мужчину.
Дайте ребёнку лучшее, что у вас есть. Возникает вопрос, не вырастет ли избалованным эгоистом ребёнок, которому не дают плакать, носят на руках, кормят по первому требованию и даже спят с ним? Доктор Сирс считает (и мы с ним полностью согласны), что ребёнок должен пройти через стадию здоровой зависимости, чтобы потом обрести уверенность и самостоятельность. Если родители будут понимать ребёнка и правильно реагировать на подаваемые им сигналы, это принесёт только пользу. Реагируя на призывы малыша, родители учат его доверять им. Тогда как «портит» ребёнка именно неправильное реагирование. Правильное поведение родителей приносит свои плоды, вы можете рассчитывать на улучшение поведения ребёнка, ускорение его общего развития, развитие интеллекта, внимательность к окружающим, способность на глубокие чувства и полноценное общение, формирование адекватной самооценки и многое другое.
Читать запись полностьюMake a Comment ( so far ) БЕНДЖАМИН СПОК И ЕГО РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
Бенджамин Маклейн Спок родился 2 мая 1903 года в Нью-Хэмпшире (штат Коннектикут, США). Многие годы от работал детским врачом, и его огромный опыт нашел отражение в книге «Ребенок и уход за ним», опубликованной в 1946 году. За долгую жизнь Спока эта книга выдержала семь изданий, была переведена на 39 языков и вышла общим тиражом более чем в 50 млн. экземпляров.
Пик работы врача и писателя пришелся на 1950-1960 гг., он. 12 лет преподавал в университете, писал новые книги, читал лекции по всему миру, вел популярную телепередачу.
Бенджамин Спок — культовая фигура второй половины ХХ века. Он заслужил признание и любовь миллионов людей во всем мире. С полным правом его можно поставить в ряд выдающихся психологов-гуманистов (хотя его традиционно и причисляют к врачам-педиатрам). В своих работах он в первую очередь выступал как детский врач, но по сути — как тонкий психолог, чья гуманистическая позиция определила мировоззрение нескольких поколений.
Доктор Спок достаточно полно описал существующие методы воспитания, постарался систематизировать их, изложил их простым и доступным языком. Он критически осмысливает воспитание детей, рожденных после Великой депрессии в Америке, говоря, что ставить ребенка в центр мироздания, делать его пупом земли и позволять ему все на свете опасно, безнравственно, это чревато скверными результатами. Спок руководствуется здравым смыслом и призывает родителей относиться к советам и новшествам критически, пропускать их через призму собственного опыта. Он призывает прививать детям азы дисциплины с раннего возраста.
Как и любой новатор, Спок не избежал противоречий, упущений, перегибов. По прошествии лет многие его ошибки становятся все более очевидными.
В становлении его взглядов решающую роль сыграла семья. Некоторые ее традиции и принципы он безоговорочно принял, иные — столь же безоговорочно отверг критически их переосмыслив на собственном опыте. В книге «Разговор с матерью» Б. Спок еще и еще раз убеждает родителей, что нравственное воспитание ребенка начинается с пеленок.
«Поверьте в себя» — таким напутствием родителям открывается первое издание «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним». Именно здравый смысл должен стать основой воспитаний, утверждал доктор Спок. Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав едва он захнычет. Если ребенок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется… По убеждению автора, растить ребенка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринужденно, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача.
Сегодня такая точка зрения на самом деле кажется воплощением здравого смысла, а тогда.. В Америке середины ХХ века существовали жесткие педиатрические установки по уходу за ребенком. Американцы кормили своих младенцев в 6, 10, 14, 18 1 22 часа — не раньше и не позже и строго в определенном количестве. Считалось: если ребенок почувствует, что его могут покормить в любое время, он станет капризничать, требовать больше еды. А это испортит и пищеварение, и характер. Брать ребенка на руки не следует — это его опять-таки испортит. Приучение к горшку начиналось не тогда, когда
ребенок был к этому готов, а в определенном возрасте — в середине первого года жизни.
Большинству американских родителей его книга была подобна глотку свежего воздуха. Оказалось, Спок поступил очень мудро, начав писать ее еще в военные годы. Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического продвижения, в стране начался «бэби-бум» — непредвиденный подъём рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том как воспитывать ребенка, была велика. К тому же новое поколение родителей было готово к уровню семейных отношений, безотчетно стремилось
уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга доктора Спока оказалась созвучной их ожиданиям.
Главное, что сказал автор родителям: не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждаётся в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались и играли с ним. Любой совет автора пронизан гуманистической перспёктивой: «Когда вы показываете ребенку что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко — его тело».
Доктор Спок стремился сделать жизнь в семье более легкой и более приятной для родителей и для детей. Он учил, что не нужно чрезмерных родительских жертв — родители тоже люди, и они не должны забывать о своих нуждах. Что хорошо и удобно для родителей, то хорошо и удобно для ребенка, и наоборот.
Молодые американские мамы читали книги Б. Спока запоем. «У меня такое чувство,- признавалась в письме автору одна из читательниц,- будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом…». К началу 50-х годов ХХ века уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по доктору Споку. Для иллюстрации приведем несколько рассуждений этого знаменитого автора.
-Примерно после трех месяцев: его (ребенка) начинает интересовать окружающий мир. В животе у него обычно уже исчезают колики, он меньше плачет, родители уже не так часто держат его на руках. Если же ребенок привык часами находиться на руках, то советуем срочно отучать его от этого желания. В связи с этим он может плакать, но не надо обращать серьезного внимания на его плач. Конечно, родителям трудно вынести крик и слезы своего малыша, но когда они видят, насколько хорошо действует на ребенка их поведение, то убеждаются, что поступают правильно. Постепенно ребенок привыкает к тому, что не всегда он может рассчитывать на маму с папой, а- родители, в свою очередь, освобождаются от необходимости чрезмерной заботы о ребенке.
— Детей, особенно в раннем возрасте, надо кормить по расписанию. Почти всем матерям удается приучить маленького ребенка к режиму питания, так как мама вовремя будит его, когда подходит время приема пищи.
Я уверен, что беспокойная мама, которая бросается кормить ребенка при малейшем его движении, не только приучает его к частому и нерегулярному приему пищи, но и способствует возникновению у него зависимости, необходимости в маминой помощи каждый раз, когда он чувствует какое-либо неудобство.
— Конечно, любящая мать всегда старается оградить, защитить своего ребёнка от любой невзгоды, И это естественно. Однако чрезмерная опека не приводит к добру. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что некоторые годовалые малыши просыпаются несколько раз за ночь только для того, чтобы их покормили. Когда ребенок и мать привыкают к регулярному питанию, то они оба чувствуют себя удовлетворенными в своих собственных силах.
— Я считаю важнейшим периодом, в котором решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным или во всем будет рассчитывать на родителей, является вторая половина первого года его жизни. В это время ребенок уже умеёт сидеть, ползать, стоять.
В нем просыпается естественный интерес ко всем окружающим его людям и вещам. В часы бодрствования он постоянно вертит в руках погремушки, бусы, мягкие игрушки, журналы. Время бодрствования уже увеличилось на несколько часов в сутки. Малыш счастлив от постоянного знакомства с миром, от своей разведывательной деятельности в манеже. Он с увлечением просовывает игрушки сквозь прутья и втаскивает их обратно. Он перекладывает вещи из одной руки в другую, сует их в рот, жует. Очень ценит компанию, особенно с участием мамы. Когда она выходит из дётской, он пытается вылезти из манежа, чтобы проползти в ее комнату и убедиться в своей безопасности.
— Очень часто мамы, воспитывающие первого ребенка, жалуются на то, что к концу первого года малыш начинает плакать каждый раз, когда она уходить из комнаты. Это свидетельствует о быстрой реакции ребенка на чрезмерную заботу о нем.
— Некоторые родители оказываются я в довольно тяжелом положении, когда их ребенок вступает в период от шести до двенадцати месяцев. Ни днем, ни ночью у них нет покоя, так как они уже успели приучить свое дитя к исполнению всех его желаний и требований, к тому, что они постоянно находятся около него.
— Иногда малыши, которые раньше спали крепко, вдруг начинают просыпаться по ночам. Проснувшийся малыш очень тревожит родителей. Мама или папа бежит к ребенку берёт на руки. Многие родители поступают так даже тогда, когда малыш только хнычет или ворочается. Иногда ребенок просыпается от того, у него режутся зубы. Постепенно он усваивает и привыкает к тому, что своим плачем всегда может призвать к себе маму и заставить ее взять себя на руки, покормить его или просто составить ему компанию. Малыш быстро обнаруживает, что чем сильнее он кричит, тем скорее может заставить своих родителей предоставить ему полуночное развлечение. Некоторые мамы благодаря хитрости своих младенцев вскакивают два-три раза за ночь и бодрствуют с ребенком долгое время. Это очень утомительно для всей семьи.
Тревога родителей по любому поводу выражается, прежде всего, в том, что они стараются поскорее взять ребенка на руки. Таким действием они приучают малыша к тому, что он может всего добиться своим плачем. Со временем требования ребенка возрастают, а утомленные, измученные родители начинают восставать против такой каторжной жизни, которую будто бы создает их ребенок. Многие из них даже не понимают, что в сложившейся тяжелой ситуации виноваты они — родители. Если бы они это поняли, то им бы стало стыдно за свое раздражение и постоянное потакание всем требованиям малыша.
— От ночных пробуждений можно избавиться, если родители будут убеждены в том, что для их ребенка ночные бдения так же вредны, как и для них, взрослых людей. В течение нескольких ночей советую мамам не реагировать на слезы ребенка. После продолжительного громкого плача малыш устает, начинает понимать, что криком ничего не добьешься, и засыпает.
Днем ребенок рассчитывает на внимание со стороны мамы. А она либо с большой готовностью и радостью соглашается постоянно играть с ним, либо, нервничая и раздражаясь, не решается отказать требованиям малыша. Через некоторое время первый тип отношений может превратиться во второй, так как, не привыкая к самостоятельности, ребенок все время вовлекал маму в различные игры или просил носить его по комнате на руках. Чаще всего при этом он хочет поддерживать разговор. В таких условиях ребенок теряет возможность учиться развлекаться в отсутствие мамы. А она, несмотря на усталость, продолжает протягивать ему руки при его малейшем всхлипывании. Этим самым она как будто говорит: «Ты прав, мой малыш, если ты не на руках у мамы, то тебе очень одиноко и с тобой может что-нибудь случиться».
Таково поведение матери, которая не понимает, какой вред она наносит своему ребенку. Растущее в ней негодование от сознания своего рабского положения передается и ребенку, что причиняет ему большое беспокойство. А результатом такой ситуации становятся еще более возросшие требования ребенка.
Естественно, что родителям время от времени хочется поиграть с малышом, поговорить с ним, посмеяться и повозиться. Но для игр с ребенком надо знать определенное время. Если мама стала играть с малышом в другое время, то потом надо помочь ребенку понять, когда надо закончить игру, чтобы мама могла вернуться к своей работе или к чтению, не вызывал его капризов. Если же он начинает плакать, то следует отвлечь малыша и больше не нарушать режим дня.
— Ребенок, не приученный к самостоятельности, с большим трудом освобождается от зависимости. Этот процесс взаимный, чаще всего он затягивается и проходит болезненно как для родителей, так и для ребенка, но, несмотря на трудности, необходимо продолжать. Возможно, маме потребуется помощь психолога или психиатра. Ей также потребуются крепкие нервы, для того чтобы не реагировать на плач ребенка и продолжать заниматься домашними делами.
Популярность его книг не могла не настораживать Б. Спока. Он быстро понял, что многие воспринимали его советы слишком буквально и впадали в крайность. Воспитывая ребенка «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как уверовали, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями. Уже в 5Ое годы ХХ века Спок начал предостерегать родителей от таких крайностей.
Во втором издании книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968 ) — значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях тому, что правильно и что прилично.
«Нормально,- писал Спок,- что дети сопротивляются, капризничают, протестуют, испытывают гнев. Но родители вправе настаивать на разумном поведении детей и всегда должны оставаться на лидирующих позициях.
Однако в книге Б. Спока вы не встретите таких слов, как любовь, нежность, ответственность, беспокойство, так как отношения матери и ребенка он сводит к животным проявлениям взаимной агрессии, раздражения, а также насилия над личностью. Б Спок явно тяготеет к неофрейдизму и одновременно к особой форме натурализма, так как мотивации всех душевных двоений ребенка и родителей он склонен искать в физиологических потребностях. Ребенок в описании доктора Спока может вызвать неприязнь не только у будущей матери, но и у любого человека, даже не имеющего детей, так как он не нормально эгоцентричен, упрям, озлоблен и единственная цель его существования — испортить жизнь собственной матери. Процесс воспитания доктор Спок рисует в довольно темных красках и даже нагнетает отчаяние: будущая мать в ужасе понимает, что общение с ребенком — это не счастье, не радость, не гармония, а мрачная и угрюмая борьба, в которой она обязательно должна победить, так как в противном случае ребенок превратит ее в своего раба и невольника.
В своей книге Спок постоянно говорит о том, что близость к ребенку пагубно сказывается на душевном равновесии матери. Он рекомендует постоянно и даже против воли уходить от новорожденных в гости или в кино, оставляя их на попечение соседей или домочадцев.
Уже в четыре месяца, с точки зрения доктора Спока, с ребенком надо держать ухо востро. Каждая попытка поцеловать его, взять на руки или просто оказаться в пределах его видимости неизбежно приведет к тому, что он непоправимо избалуется. Поэтому Спок советует матерям проявлять строгость к четырехмесячным детям в целях их дальнейшего воспитания. «Чем раньше вы обратите внимание на проблему, тем легче будет ее устранить,- пишет доктор,- но для этого требуются сильная воля и жесткость. Чтобы настроиться должным образом, полезно вспомнить, что в долговременной перспективе неразумная требовательность и чрезмерная зависимость окажутся вреднее для самого ребенка, чем для вас. Ребенок будет тяжело переживать разлад с самим собой и с окружающим миром. Значит, вы стараетесь для его же пользы».
Однако особенно жестко вести себя по отношению к детям доктор рекомендует родителям, когда малышам исполняется полтора-два года. Например, именно в тот период они, с ёго точки зрения, должны в обязательном порядке сесть на горшок. Оказывается, заставить ребенка самостоятельно справлять нужду очень сложно по той причине, что в отношении кала «он испытывает собственнические чувства». Подождать неделю — значит усугубить ситуацию, ведь тогда «его собственнические чувства к своему калу так усилятся, что он не захочет «отдавать» его просто так — ни матери, ни тем более горшку или унитазу».
Психические движения ребенка Спок истолковывает в свете борьбы малыша с родителями, которых он чуть ли не ненавидит, и «поэтому сдерживается до последнего, пока не удастся слезть с толчка, ничего не сделав, что символизирует победу».
Таким образом, сыграв огромную роль в решении проблемы гуманизации воспитания детей в 5О-е годы ХХ века, теория доктора Спока, по причине довольно жестких методов воспитания, стала терять популярность и на смену ей пришли новые, более гуманные теории, например, тема воспитания по Сирсу.
Читать запись полностьюMake a Comment ( None so far )